Google дали месяц на устранение нарушений по делу «Яндекса»


Право | 06 Октября 2015 09:32

ФАС обязала Google разрешить производителям устройств на Android предустанавливать продукцию конкурентов и рассказывать пользователям о возможности отключить сервисы Google и выбрать альтернативные, например «Яндекса»

Предписание и штрафы​

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России опубликовала предписание в отношении компании Google по делу о нарушении закона «О защите конкуренции» в ч.1 ст.10 (злоупотребление доминирующим положением). ФАС признала американскую Google и ее ирландскую дочернюю компанию Google Ireland виновной в нарушении 14 сентября. Служба сочла нарушением то, что Google запрещает производителям мобильных устройств, работающих на принадлежащей ей операционной системе Android и устанавливающих ее магазин приложений Google Play, предустанавливать на устройства приложения конкурентов Google. Дело в отношении Google было возбуждено по заявлению ее основного российского конкурента — поисковика «Яндекс».

Теперь до 18 ноября Google должна изменить уже заключенные с производителями мобильных устройств договоры, убрав из них этот запрет и пункты, обязывающие производителей устанавливать вместе с Google Play приложения, продукты и сервисы из пакета Google Mobile Services (в этот пакет входят приложения Play Store, Google Maps, Gmail, Drive, YouTube, Hangouts и браузер Chrome), размещать иконки этих приложений на первом экране мобильного устройства, а также устанавливать по умолчанию поиск Google.

Кроме того, Google должна уведомить пользователей мобильных устройств на Android о возможности деактивировать уже предустановленные приложения, сменить стоящий по умолчанию поиск в Google Chrome, а также предложить для установки виджет поиска и сервисы конкурентов, которые аналогичны входящим в пакет GSM сервисов от самой Google. Подобные уведомления должны быть выведены на экраны мобильных устройств пользователей Android, говорится в предписании ФАС.

Также Google грозит штраф от 1 до 15% от выручки компании за минувший год на рынке, где совершено нарушение. ФАС определила его как рынок магазина Google Play в России. Google не раскрывает выручку Google Play, но по словам начальника управления информационных технологий ФАС Владимира Кудрявцева, это «значительная сумма». Размер штрафа определит специальная комиссия ФАС, которая начнет свою работу в октябре.

По словам аналитика компании «Открытие Капитал» Александра​ Венграновича, пункт об уведомлении пользователей может позитивно отразиться на поисковой доле «Яндекса»: о возможности сменить поискового оператора и отключить установленные приложения Google узнают не только покупатели новых устройств, но и владельцы купленных ранее.

Android — лидирующая операционная система в России: по данным аналитической компании IDC, в первом полугодии 2015 года на Android работали более 85% смартфонов и 93% планшетов. Долю в поисковом трафике на десктопах «Яндексу» пока удается сохранять (по данным счетчика LiveInternet, в сентябре она составляла 63,7%, Google — 26%), а вот на мобильных устройствах Google опережает российский поисковик — 54,4% против 43,8%.

Финал конфликта

Конфликт Google и «Яндекса» начался в декабре прошлого года, когда производитель смартфонов Fly (работает на Android) вышел из партнерства с российской компанией. До этого телефоны Fly в России продавались с предустановленным на второй экран виджетом поиска «Яндекса», но затем российский поисковик предупредили о перезаключении контрактов, которые не предусматривают предустановку. Источник РБК, знакомый с подробностями договоренностей между Google и производителями устройств, тогда рассказывал, что последние могут получить разрешение на установку Google Mobile Services при соблюдении некоторых технических требований и устанавливать другие приложения, а не только Google. Но существует тип соглашения, когда производитель хочет получать часть дохода от поиска на своих устройствах: в этом случае Google просит предустанавливать только сервисы Google. Ситуация с Fly была уже не первой. С сентября от предустановки приложений «Яндекса» на смартфоны на базе ОС Android отказалась Explay, а летом 2014 года выпускать устройства с «Яндексом» перестала Prestigio. Представители этих компаний официально не подтверждали в СМИ, что отказ связан с политикой Google. Но источник РБК называл эти события «звеньями одной цепи».

ФАС возбудила дело в отношении Google в феврале этого года по запросу российского интернет-поисковика «Яндекс». Владимир Кудрявцев в разговоре с РБК отметил, что российский поисковик непосредственно упомянут в предписании ФАС как разработчик, которого коснулись ограничения со стороны Google. В «Яндексе» приветствовали решение ФАС. «Мы надеемся, что решение ФАС поможет восстановить честную конкуренцию на рынке», — сказала представитель поисковика Ася Мелкумова, добавив, что если предписание не будет исполняться и ситуация не изменится, то могут потребоваться дополнительные меры.

Как и решение ФАС 14 сентября, публикация предписания в отношении Google позитивно отразилась на котировках российской компании. Бумаги «Яндекса» подорожали на московской бирже на 6,16% по сравнению с закрытием 2 октября, на NASDAQ по состоянию на 20:20 мск — почти на 8% к пятничному закрытию. Капитализация компании составила $3,68 млрд.

Если Google не согласится с решением ФАС, она может обжаловать его через суд, говорил ранее РБК руководитель практики разрешения правовых споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков. Представитель «Google Россия» Светлана Анурова сказала РБК, что в компании получили предписание ФАС и примут решение после его изучения.

«У нас сильная позиция, мы будем отстаивать ее в случае обжалования решения на любом уровне», — добавляют в «Яндексе». В компании напоминают, что аналогичное расследование — в отношении доминирования Google на Android — уже несколько лет ведет Европейская комиссия, а в конце сентября агентство Bloomberg сообщило о возможном начале расследования против Google в США.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама