Медиакоммуникационный союз выступил против концепции «чистого интернета»
Идея Лиги безопасного интернета о предварительной фильтрации контента в сети для защиты детей от вредной информации не принесет эффекта и обернется для отрасли связи неоправданными расходами, считают интернет-провайдеры и медиакомпании. Вместо этого они предлагают привлекать к ответственности интернет-площадки и блогеров.
Медиакоммуникационный союз (МКС), среди учредителей которого
"Национальная медиагруппа", "СТС Медиа", "Ростелеком", МТС, "МегаФон",
"Вымпелком", "Газпром-медиа холдинг", выступил против концепции "чистого
интернета", разработанной Лигой безопасного интернета (ЛБИ). Об этом говорится
в письмах президента МКС Сергея Петрова, направленных на прошлой неделе
руководителю Роскомнадзора Александру Жарову и главе комитета Госдумы по
информполитике Леониду Левину. В Роскомнадзоре получили письмо, оно "не будет
оставлено без внимания", сказал представитель ведомства Вадим
Ампелонский.
По замыслу ЛБИ в России должна быть введена обязательная предварительная
семантическая фильтрация контента в интернете. Пользователь может отключить
"чистый интернет" и получить доступ ко всем ресурсам, если подтвердит свой
возраст и подпишет с провайдером отдельное соглашение. Концепция ЛБИ, созданной
бизнесменом Константином Малофеевым при поддержке бывшего министра связи,
помощника президента Игоря Щеголева, обсуждается в рамках рабочей группы под
руководством депутата Госдумы Елены Мизулиной с прошлого года. В апреле госпожа
Мизулина и представители ЛБИ встречались с представителями Роскомназдора,
которые, ссылаясь на сложную экономическую ситуацию в стране, попросили
повременить с фильтрацией, рассказывал федеральный чиновник. По словам
председателя правления ЛБИ Дениса Давыдова, есть два пути реализации идеи
"чистого интернета": использовать софт для предфильтрации или белые списки
разрешенных сайтов. В первом случае софт должны устанавливать операторы. По его
словам, программное обеспечение будет протестировано с одним из операторов "на
реальном трафике минимум в 1 млн абонентов". Белые списки разрешенных сайтов
также имеются у ЛБИ, "но и эту модель еще предстоит проверять", добавил
господин Давыдов.
Идея ЛБИ неэффективна, считают в МКС: алгоритмы семантической фильтрации не
работают с видео, а только с текстом. Кроме того, не существует
аппаратно-программных комплексов, позволяющих фильтровать шифрованный трафик.
Реализация концепции ЛБИ, по мнению МКС, приведет к росту затрат операторов,
увеличению себестоимости доступа в интернет и снижению инвестиций в развитие
сетей. Это вызовет "уход с рынка мелких операторов, неспособных реализовать на
своих сетях дорогостоящее оборудование", а также "замедление процесса
ликвидации цифрового неравенства в России", пишет Сергей Петров. В МКС также
считают, что за распространяемую информацию должны отвечать не только
интернет-провайдеры, но и организаторы распространения информации. Под это
определение подпадают интернет-площадки или блогеры с суточной аудиторией более
3 тыс. уникальных посетителей. "Именно организатор распространения информации
должен нести ответственность за ее содержание, так как он может являться либо
лицом, создающим информацию (сайт) и редактирующим ее, либо лицом, получившим
права на ее хранение, поиск и распространение (сайт, интернет-кинотеатр,
социальная сеть, поисковик, хостинг-провайдер и пр.)",— объясняет Сергей
Петров.
"Мысль о введении ответственности для интернет-ресурсов некорректна. По сути,
их могут просто заблокировать за нарушение законодательства или оштрафовать,
что по действующим законам РФ намного проще и быстрее, чем лишить лицензии
оператора связи",— считает директор по стратегическим проектам Института
исследований интернета Ирина Левова. Надо повышать осведомленность
пользователей о существующих методах защиты детей и развивать эти механизмы,
размышляет она. Но идея, предложенная ЛБИ, нарушает конституционные права
интернет-пользователей, считает директор по внешним коммуникациям Rambler &
Co Матвей Алексеев. Он напомнил, что ЛБИ разрабатывает софт, позволяющий искать
в интернете запрещенную информацию. "Инициируя предфильтрацию, организация
продвигает свои бизнес-интересы",— заключил он.
Источник: Коммерсантъ