В журнале AdIndex Print Edition появилась новая рубрика о женщинах в профессии и индустрии — «Неслабый пол».

Надежда Мерещенко

Надежда Мерещенко
Генеральный директор Adventum

«Я не верю в успех исключительно мужских
или женских компаний»

Надежда Мерещенко никогда не стремилась руководить. Более того, несколько раз в своей жизни она уходила с высоких должностей, чтобы быть ближе к семье. Но жизнь всегда возвращала Надежду обратно
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ

Впервые на рекламный рынок Надежда Мерещенко попала в 2004 году. В то время в России не было Google Analytics, а «Яндекс.Метрика» вышла в открытый доступ пять лет спустя. В результате весь Рунет использовал для отчетов и отслеживания статистики сайтов сервисы HotLog и SpyLOG. В последний Надежда и пришла работать на позицию менеджера. Здесь же проявила себя характерная черта Надежды Мерещенко — умение объединять людей. Спустя какое-то время она возглавила отдел по работе с клиентами, причем на эту должность ее назначил Федор Вирин, известный сегодня как эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу. Будучи молодым руководителем, она взяла на себя ответственность за несколько сотрудников и более десяти тысяч клиентов. И справилась.

Следующим местом работы было крупное агентство «Ашманов и партнеры», куда Надежда целенаправленно хотела устроиться. Вновь начав с позиции рядового менеджера, за пять лет Надежда Мерещенко построила успешную карьеру и достигла позиции заместителя директора департамента интегрированных маркетинговых коммуникаций. Надежда смеется, что на написание этой должности ушла половина ее трудовой книжки.

Но настал момент, когда нужно было развиваться дальше и при этом освободить больше времени для своей семьи. Поэтому Надежда покинула «Ашманов и партнеры» и перешла в Adventum на позицию директора по работе с клиентами. Через год она уже возглавляла эту компанию.

КАК РАСПРЕДЕЛЯТЬ ЗАДАЧИ
Надежда Мерещенко

Уделять достаточно времени своей семье и одновременно строить карьеру сложно, но реально. Надежда говорит, что все дело в балансе. Чтобы найти время на общение с близкими, нужно правильно распределять свой график и обязанности. Постепенно у любого руководителя растет пул задач. Если не передавать часть из них своей команде, то на новые идеи и их реализацию не останется ни времени, ни сил. Именно благодаря делегированию руководитель может освободить себя от рутины и сосредоточиться на главном. Надежда знает об этом на собственном примере — несколько лет назад она готовилась к рождению второго ребенка, и ей потребовалось сократить свое присутствие в офисе.

Успешно контролировать все бизнес-процессы и продолжать развивать компанию, находясь за пределами офиса, невозможно. Требовалось передать основные проекты в руки коллег и довериться их компетенции, оставив на себе стратегическое управление. Это был рискованный шаг, но владельцы Adventum пошли Надежде навстречу, и результат оправдал себя.

«Часто бывает, что начальник пытается все сделать самостоятельно и акцентирует свое внимание на каждой детали. Я сама раньше поступала так же, а потом поняла, что задачи надо отпускать. Делегирование должно быть делегированием, а не тотальным контролем».

Надежда Мерещенко смогла максимально подготовить своих сотрудников, в итоге за время ее отсутствия агентство продолжило рост, а также появилась целая команда топ-менеджеров, которые могут сами принимать решения и нести ответственность за проекты. Сегодня генеральный директор Adventum может полностью сосредоточиться на стратегии и новых проектах, что особенно важно в условиях современного рынка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С PERFORMANCE

Сегодняшняя работа
performance-агенств
напоминает прогулку
по минному полю

Руководители агентства Adventum были одними из первых в России, кто предложил своим клиентам услуги performance. Это было еще в то время, когда вся контекстная реклама вращалась вокруг кликов и никого не интересовало, что происходит с людьми после того, как они перешли на сайт. Затем все стало меняться, и сегодня все только и говорят о performance. Надежда Мерещенко считает, что современный performance-рынок, с одной стороны, крайне конкурентный, с другой — «узкоколейный». «Под термином performance сегодня понимается то, что приводит к результату, в том числе контекст, таргетированная реклама, CPA и т. д. Все хотят быстро получить лиды, в то время как надо работать со всей воронкой продаж, заботиться о росте бренда и повышении охвата».

Adventum работает с крупным бизнесом в сфере недвижимости, авто, фармацевтики, страхования, банков и финансов. «В нашем портфеле есть клиенты, которые на старте требуют большого вовлечения топов компании. Им важны правильно разработанная стратегия и четкие шаги для достижения поставленных целей — начиная от работы колл-центра до выстраивания коммуникационной истории». Агентский бизнес — высококонкурентная среда, требующая постоянного развития новых направлений. Именно поэтому в прошлом году Надежда активно занималась расширением отделов медийной и таргетированной рекламы. Сейчас эти направления показывают рост.

В будущем performance-рынок однозначно будет меняться, считает Надежда. Добавятся новые форматы и откроются новые возможности. В то же время развитие performance-направления возможно лишь при общем развитии digital-рынка и росте квалификации исполнителей.

Российский рекламный рынок сегодня оказался в нестабильной ситуации, когда в каждый момент все может измениться до неузнаваемости. Клиенты сейчас как никогда озабочены сохранением своих бюджетов и тотальной экономией, в результате чего агентства вынуждены соглашаться на жесткие условия и постоплаты. «Сегодняшняя работа performance-агентств напоминает прогулку по минному полю», — говорит Надежда. К примеру, недавно крупный рекламодатель Adventum объявил о банкротстве и перестал размещать рекламу. Всегда есть риски, и к этому нужно быть готовым.

В реалиях современного рынка почти любой клиент может стать «черным лебедем». И руководители рекламных агентств должны постоянно об этом помнить. Надежда признается, что каждую неудачу списывает на свой счет, и если агентство лишается честно заработанных денег, то всегда сильно переживает. Но мы учимся на своих ошибках, и если происходит что-то подобное, то необходимо собрать волю в кулак и двигаться дальше.

ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Надежда Мерещенко

Неудачи с клиентами — далеко не единственные «грабли», на которые может наступить руководитель. Куда чаще сложные ситуации поджидают внутри коллектива. Надежда верит, что жесткими условиями и штрафами ничего не добиться. Если сотрудник плохо выполняет свою работу, то с человеком надо расставаться, пусть увольнения и даются крайне нелегко. «Для меня важно, чтобы человек относился к своим клиентам и обязанностям, как к своему бизнесу. Но насильно заставить нельзя. Ты должен жить с такими принципами. И если настает момент поставить точку, лучше, чтобы сотрудник сам это понял и ушел. Я осознаю правильность своих решений для бизнеса, но по-человечески мне сложно уволить работника, после всегда преследует чувство вины».

Руководитель крупной компании не может постоянно идти навстречу. Надежда смеется, что если без конца кормить человека пряниками, то он растолстеет, обленится и ничего не будет делать. Важно не баловать сотрудников, а помогать им развиваться, показывая будущие перспективы и оценивая качество их работы. Ситуация может усложниться, если тебя повысили и приходится раздавать поручения тем, с кем ты вчера сидел за одним столом. Дружественные отношения можно сохранить, но важно разделять работу и дружбу, одно из-за другого страдать не должно. Иначе пострадает продуктивность всего агентства.

«Если тебе нужен отчет в определенной форме, то следует десять раз поставить задачу и десять раз заставить сотрудников все переделывать, пока ты не получишь именно то, что тебе необходимо. Часто руководители начинают сами все исправлять, но это пустая трата времени, которое можно и нужно тратить более эффективно. Не делайте работу за своих коллег»

Если руководитель хочет, чтобы сотрудники правильно выполняли работу, то он должен четко поставить задачу — подчеркивает генеральный директор Adventum. Отправить письмо подчиненному на почту или в мессенджер может быть недостаточно. Куда продуктивнее использовать CRM, в которой детально прописывается задача, срок ее исполнения, а также указываются строгие чекпойнты, по которым контролируется выполнение. Чем конкретнее будет описан желаемый результат, тем больше шансов у руководителя получить именно то, что ему необходимо.

«Что мы представляем в своей голове, не равно тому, как наши слова воспринимают другие. Это как говорить на разных частотах. Чтобы услышать друг друга, необходимо синхронизироваться».

МАМА МОЖЕТ ВСЕ, ЧТО УГОДНО
Надежда Мерещенко

Надежда Мерещенко считает, что ни в коем случае нельзя отдавать себя работе целиком. «Моя работа заканчивается на пороге квартиры». Надежда признается, что последние полгода старается полностью отключаться от внешнего мира и даже не отвечает на поздние сообщения. Дома важно отдыхать, набираться сил перед следующим днем.

Когда тебя ждут два ребенка, то это также возможность научиться чему-то новому. Дети обладают совсем иным взглядом на мир, и взрослым стоит это перенять. Если что-то непонятно, иногда достаточно взглянуть на проблему под другим углом, и тогда сразу удастся найти выход. В качестве примера Надежда вспоминает случай из семейной жизни. У ребенка никак не получалось решить задачу, и мама пришла на помощь. Но спустя какое-то время ребенок вновь пришел с такой же задачей, потому что самостоятельно решать проблему так и не научился.

Люди должны переживать свой собственный опыт. Если руководитель делает все за сотрудника, то лишь вредит его развитию как специалиста. Когда Надежда предложила ребенку самому найти варианты решения, а потом помочь устранить ошибки, все получилось. И в работе нужно следовать тем же принципам.

«Есть замечательная книга Кеннет Бланшар, Уильяма Онкена-младшего и Хэла Берроуз «Одноминутный менеджер». Сотрудники носятся с проблемами, как с обезьянами, и думают, кому бы их отдать. Так вот, не нужно вешать своих обезьян на других, разбирайтесь с проблемами самостоятельно, приходите с вариантами решения».

Можно многому научиться, воспитывая детей, поэтому Надежда считает, что самые эффективные руководители — молодые мамы. Они относятся к управлению компанией как к воспитанию семьи, стараются заботиться о своих сотрудниках, помогают им расти и избегать ошибок. Молодые мамы пропускают все бизнес-процессы через свое сердце. И этим сильно отличаются от мужчин.

В ЧЕМ ЖЕНЩИНЫ ЛУЧШЕ МУЖЧИН
Надежда Мерещенко
«Знакомые мне по рынку мужчины-руководители более придирчиво относятся к результатам, ставят более жесткие требования по сравнению с женщинами. А вот излишне жестких женщин-руководителей я не знаю. Даже если они такими кажутся, то при общении оказываются мягкими, способными создать в коллективе семейную атмосферу».

Примечательно, что во многих случаях женщины тратят на работу больше времени. «Возможно, сказывается женский перфекционизм. Ответственность зачастую пересиливает все остальные чувства».

Женщины держат все
под контролем,
но когда заходит речь
о реализации смелых
идей, то часто
это лучше удается
именно мужчинам

Если женщины идут на уступки, то всегда обозначают причины, почему так происходит. А хладнокровные решения даются им с большим трудом. Мужчина-руководитель легче принимает решения и тратит на это меньше времени. Там, где женщина десять раз думает, мужчина сразу готов идти в бой. «Женщины держат все под контролем, но когда заходит речь о реализации смелых идей, то часто это лучше удается именно мужчинам».

В США судебные разбирательства на почве гендерных отношений стали особенно актуальны в последние годы. Однако, по мнению генерального директора Adventum, на российском рекламном рынке такой проблемы нет. Женщины и мужчины в равной степени представлены в профессии и относятся друг к другу с взаимным уважением. «В нашей сфере нет ярких гендерных различий. Да, так сложилось, что в креативных агентствах, среди программистов или дизайнеров больше мужчин. В то же время в клиентском сервисе чаще встречаются женщины. Но это не правило».

В первую очередь сотрудника должны оценивать по его профессиональным качествам, а не по половой принадлежности — вот то правило, которому следует Надежда. Она не верит в успех исключительно мужских или исключительно женских компаний, считая, что коллектив должен быть сбалансирован. Только так агентству удастся успешно существовать на рынке.

ГОД СИЛЬНОЙ КОМАНДЫ

Делегирование
должно быть
делегированием,
а не тотальным
контролем

В реалиях
современного рынка
почти любой клиент
в портфеле агентства
может стать «черным
лебедем»

Надежда Мерещенко отмечает, что у Adventum сохраняется большой потенциал для роста. Adventum входит в топ-10 агентств по результатам рейтинга Digital Index 2017 года. В течение следующих лет она планирует вывести компанию в тройку лучших digital-агентств Рунета, предлагающих услуги всестороннего performance, который здесь условно называют performance 2.0. Подобное достижение должно положительно сказаться и на финансовых показателях. Надежда рассчитывает увеличить прибыль в три-четыре раза и говорит, что все эти цели выполнимы при правильной команде.

Именно поэтому в 2018 году генеральный директор Adventum в первую очередь собирается усилить коллектив агентства. В прошлом году к Adventum присоединились несколько топ-менеджеров. В этом году планируется расширить отдел аналитики, вывести новые продукты и услуги на рынок, а также выстроить эффективный HR-бренд, чтобы привлекать еще больше талантливых специалистов.

Чтобы быть успешным руководителем, важно жить в гармонии, считает Надежда Мерещенко. «Когда все складывается на работе и в семье, то перед тобой открываются новые возможности. У женщины-руководителя очень сильно развиты эмпатия и интуиция, которые вместе дают очень хорошие результаты. Если есть гармония, то есть силы преодолеть любые преграды».

Автор: Ярослав Макаров // ФОТО: Татьяна Рябова

–ейтинг@Mail.ru