Спецпроект
Главная Переизобретая автомобиль

Переизобретая автомобиль

Как будут выстраиваться отношения человека и авто в постпандемийную эпоху

Штеффен Хоффманн (Dr. Steffen Hoffmann),
президент Bosch в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии, Монголии и на Кавказе

На первый взгляд может показаться, что пандемия принесла с собой упадок востребованности личных авто из-за того, что люди стали меньше выходить из дома, а многие и вовсе перешли на удаленный формат работы. Но на самом деле множество людей все еще ездит в офисы и по делам. Рано или поздно эйфория тотальной удаленки пойдет на спад. Поездки за город, в гости, к родителям уже понемногу возвращаются в нашу жизнь

На первый взгляд может показаться, что пандемия принесла с собой упадок востребованности личных авто из-за того, что люди стали меньше выходить из дома, а многие и вовсе перешли на удаленный формат работы. Но на самом деле множество людей все еще ездит в офисы и по делам. Рано или поздно эйфория тотальной удаленки пойдет на спад. Поездки за город, в гости, к родителям уже понемногу возвращаются в нашу жизнь. Но социальное дистанцирование довольно прочно засело в сознании каждого из нас — мы все еще с опаской смотрим на толпы людей в общественном транспорте в час пик. Поэтому автомобиль в ближайшем будущем будет четко ассоциироваться с личной безопасностью. Доказательством тому служит хотя бы тот факт, что с начала пандемии в Европе был зафиксирован рост покупок подержанных автомобилей, который объяснялся именно желанием избежать поездок в общественном транспорте. С новыми автомобилями дела обстоят несколько иначе. Экономический спад во всем мире заставил людей с осторожностью относиться к покупке новых авто. Но с уверенностью можно заявить, что тренд на социальное дистанцирование сохранится еще ближайшие несколько лет, и, как следствие, потребность в автомобилях будет оставаться как минимум на прежнем уровне. Однако ключевые тренды в развитии автомобилей сегодня говорят нам о том, что отношения человека и автомобиля перейдут на качественно новый уровень и будут перекраивать уклад жизни не только конкретных индивидуумов, но и целых городов и регионов. Мы говорим, конечно, об электромобилях и автономном транспорте. Их разработками занимаются сегодня и крупные автоконцерны, и IT-гиганты, и ведущие поставщики автокомпонентов, такие как Bosch, ведь успех автономного транспорта зависит от разных технологий — программного обеспечения с искусственным интеллектом, камер и сенсоров, которые считывают информацию на дорогах, и автомобильных компьютеров, в которых все эти процессы обрабатываются. В Китае это Baidu, в США — Google и Uber, в Европе — Volvo, BMW, Land Rover, Bosch, в России — «Яндекс» и Cognitive Technologies.

Как автономный транспорт способен изменить экономику, города и поведение человека

Беспилотные автомобили способны значительно изменить нашу жизнь. Это будет настолько же революционно, как и в то время, когда автомобили заменили гужевой транспорт. Согласно исследованию McKinsey, автономные транспортные средства будут ездить по нашим городам уже с 2030 года. А с 2040 по 2050 года доля автономного транспорта на рынке перевесит традиционные автомобили. К этому моменту, по прогнозам экспертов, на беспилотный транспорт будет приходиться около 90% наших с вами поездок. Такой транспорт никогда не будет нарушать правила дорожного движения, поэтому про штрафы ГИБДД, скорее всего, можно будет забыть.

Технологические достижения и, как следствие, новая транспортная система не только дадут возможность эффективно и безопасно передвигаться по городу, но и повлекут за собой позитивные экономические и социальные изменения. В McKinsey уверены, что в 50 крупных городах мира с совокупным населением более 500 миллионов человек интегрированные транспортные системы могут повысить безопасность дорожного движения и снизить уровень загрязнения окружающей среды, что принесет дополнительный доход до 600 млрд долларов.

Подкасты AdIndex Print Edition

AdIndex Podcasts · Переизобретая автомобиль


Конечно, переход к новой транспортной мобильности будет проходить по-разному и давать разные результаты от города к городу. Темпы и масштабы изменений будут зависеть от таких факторов, как плотность населения, доходы домохозяйств, государственные инвестиции, состояние дорог и общественно-транзитной инфраструктуры, уровень загрязнения и пробок, а также возможностей местного управления.

Как нам пригодятся существующие типы транспорта

Через 15 лет можно будет вызвать себе беспилотное такси и доехать до работы по цене, сопоставимой с билетом на метро или автобус. Но это вовсе не значит, что общественный транспорт отомрет. Если вдруг все пассажиры пересядут на удобный и недорогой беспилотный транспорт, мы увидим массовые пробки. Поэтому общественный транспорт все еще будет играть важную роль в в жизни города.

Однако здесь понадобится регуляция со стороны городского управления. В некоторых городах, к примеру, за пользование дорогами в районах с большим трафиком движения надо платить. Это сделано для того, чтобы побудить пассажиров пользоваться общественным транспортом, а не автомобилем. Использование автоматизированных транспортных средств, вероятно, будет регулироваться с помощью аналогичных схем стимулирования. К тому же будущее за мультитранспортной системой. К примеру, можно будет на легкорельсовом транспорте добраться до нужной станции, а дальше пересесть на беспилотный шаттл уже непосредственно до точки назначения.

Но, конечно же, каждый город будет сам организовывать и регулировать собственную автоматизированную транспортную систему. Помимо прочего, часть существующей транспортной городской системы вполне может быть встроена в систему автономного транспорта, в том числе электросамокаты и электробайки.

Многие другие отрасли получат прибыль

Время станет дополнительным драйвером роста многих других индустрий. Когда автомобиль сам управляет движением, у пассажира появляется время для других вещей. По подсчетам экспертов, если бы каждый гражданин ЕС по пути на работу тратил 20 минут на рабочую почту, это принесло было дополнительно 1 миллиард евро добавленной стоимости в год. А если бы пассажир предпочел потратить время на развлечения и интернет-покупки, то медиакомпании и электронная коммерция получили бы только выгоду.

Существуют опасения, что подобная автоматизация может негативно сказаться на рынке труда. Но и здесь эксперты уверены, что изменится структура трудоустройства. Действительно, водителей нужно будет существенно меньше, но, с другой стороны, возникнет потребность в новых рабочих местах в сфере обслуживания транспортных средств, управления автопарком, а также в различных центрах управления дорожным движением.

 

Материал был впервые опубликован в 44-м номере журнала AdIndex Print Edition. Подписаться на свежие выпуски можно здесь.

 

Еще больше материалов из журнала в аудиоформате
AdIndex Podcasts · AdIndex Print Edition — номер-размышление о новом миропорядке


–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.