Спецпроект
Главная Гиг-экономика — новая реальность

Гиг-экономика — новая реальность

Как самозанятые меняют платежный рынок

Андрей Протопопов
CEO платежного сегмента группы QIWI

Популярность фриланса растет — возможность работать на себя, самостоятельно планировать свои доходы и занятость привлекает все больше людей как в России, так и во всем мире

Если всего несколько лет назад начинающие специалисты мечтали строить карьеру в корпорациях и на госслужбе, а в роли внештатников себя видели всего 8% из них, то к сентябрю прошлого года почти четверть (23%) опрошенных нами молодых людей называли себя фрилансерами или работающими на себя. Кажется, всеобщие представления об успехе меняются. 

Несомненно, свой вклад внесла пандемия. По данным поисковых систем, во втором квартале 2020 года — с начала режима самоизоляции — россияне искали информацию о самозанятости в 3,5 раза чаще, чем за аналогичный период прошлого года. В основном пользователей интересовали юридические аспекты — регистрация нового статуса, налогообложение, образцы договоров. По официальным данным ФНС, число самозанятых в стране на начало 2021 года составило 1,7 млн. А эксперты Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики считают, что по факту их уже почти в пять раз больше. 

Бизнес тоже оценил плюсы такого формата — он позволяет находить специалистов под конкретные проекты, оптимизировать рабочие процессы и экономить на корпоративных льготах. В частности, в 2020 году в ходе совместного исследования QIWI и Freelance.ru мы зафиксировали рост спроса на образовательные (64%), инженерные (25%) и IT (10%) услуги. 54% представителей российских компаний, опрошенных PwC, уже пользуются специализированными платформами для найма фрилансеров, а 43% — готовы платить таким работникам больше, чем штатным сотрудникам. 

Вокруг растущего рынка фриланса еще в 2009 с подачи бывшего редактора New Yorker Тины Браун появилось понятие «гиг-экономика». По сути это модель экономики, основанная на временных рабочих местах. Прежде всего участниками такой системы 12 лет назад видели работников умственного труда — бизнес-аналитиков, консультантов IT и digital-специалистов. Однако в итоге стремительный рост рынку обеспечивают представители массовых профессий — например, водители такси и курьеры. По данным Mastercard, основная часть доходов генерируется именно за счет «синих воротничков» — порядка 58% приходится на поездки и перевозки пассажиров. 

AdIndex Podcasts · Гиг-экономика — новая реальность. Как самозанятые меняют платежный рынок

Вокруг любого растущего рынка неизбежно формируется инфраструктура из различных сервисов и услуг — в том числе и финансовых. Крупные игроки финансового рынка уже обратили свое внимание на участников гиг-экономики — за последний год несколько российских банков запустили специальные сервисы для самозанятых и работающего с ними бизнеса. 

Но этого мало. Рынок самозанятых неоднородный. Он состоит из множества непохожих друг на друга сегментов, каждый — со своими потребностями. Например, для водителей такси актуальны моментальные выплаты и кредитование, для digital-специалистов — возможность легкого выпуска и пополнения виртуальных карт для привязки оплаты в различных рекламных кабинетах. Бизнесу нужны сервисы для зачисления гонораров на банковские карты исполнителей, p2p-платформам — инструменты, гарантирующие выполнение и оплату работ. Такие нишевые истории — привлекательны и перспективны для финтех-компаний и стартапов. Они обладают необходимой гибкостью и технологическими возможностями для создания узкопрофильных продуктов — и ряд игроков рынка в России, в том числе QIWI, уже начал создавать такие кастомизированные решения для отдельных групп клиентов, а с появлением НПД спрос на них со стороны участников рынка только усилился. 

Будет развиваться модель B2B2C, объединяющая B2B- и B2C-подходы. Такие решения обычно направлены на бизнес, но при этом содержат удобные инструменты для конечных пользователей. Пример такого подхода — платформы для работы бизнеса с самозанятыми. С одной стороны, они должны давать компаниям надежную и удобную инфраструктуру, которая позволит автоматизировать процессы проверки регистрации в ФНС, оплаты и получения чеков от самозанятых. С другой — подобные продукты способны облегчить жизнь не только бизнесу, но и самим работникам — по меньшей мере потому, что они позволят решить проблему просрочки платежей, зачастую связанную с человеческим фактором. В долгосрочной перспективе такие сервисы будут обрастать интересными B2C-решениями, чтобы удерживать исполнителей в экосистеме. 

Бурное развитие получат и B2C-сервисы, решающие острые боли исполнителей. Одна из них — необходимость формировать и подавать налоговые декларации. Самозанятые сами несут ответственность за заполнение нужных документов, и это не всегда простая задача. Это поле для развития консалтинговых и образовательных проектов. Еще один вызов — это управление деньгами. Интересный вариант решения проблемы еще в 2017 году предложил британский офис Uber. Вместе с сервисом Moneyfarm компания предоставила водителям Uber доступ к аккаунтам долгосрочного инвестирования и образовательным финансовым классам. 

Представители гиг-экономики не имеют доступа не только к корпоративным льготам, но и к системе социальной защиты, которую получают наемные сотрудники. В ответ на эту проблему на западных рынках начали предоставлять on-demand-полисы, которые можно «включать и выключать» в течение коротких периодов времени по необходимости. А во время пандемии появились сервисы, предлагающие страхование по требованию для водителей, которые должны самоизолироваться из-за коронавируса. 

Есть все основания полагать, что число представителей гиг-экономики будет увеличиваться и дальше. По данным QIWI, до пандемии рынок фриланса в России органически рос на 10–15% в год. В 2020 году PwC оценила его объем в $48 млрд и спрогнозировала, что он будет ежегодно увеличиваться на 20%. 

Появление нишевых сервисов вполне может стать драйвером роста гиг-экономики наравне с сохранением тренда на удаленную работу и развитием существующего налогового режима. В первую очередь речь идет о финансовых организациях и финтех-компаниях, которые должны будут сфокусироваться на приоритетных для них группах клиентов и создавать современные решения, упрощающие жизнь фрилансерам. А это, в свою очередь, станет устойчивым драйвером для дальнейшего роста сегмента работающих на себя. В итоге мы получим значительное сокращение доли недообслуженных сегментов, что будет помогать самозанятым вести свою деятельность прозрачно и в конечном итоге обеспечит рост экономических показателей страны.

 

Материал был впервые опубликован в 44-м номере журнала AdIndex Print Edition. Подписаться на свежие выпуски можно здесь.

 

Еще больше материалов из журнала в аудиоформате
AdIndex Podcasts · AdIndex Print Edition — номер-размышление о новом миропорядке


–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.