Спецпроект
Главная Урок digital

Урок digital

Мир без границ: как будет меняться система образования

Диана Колесникова
руководитель направления R&D «Учи.ру»

Последние годы многие эксперты говорят о трансформации современного образования. Возможные тренды, о которых только заговорили в начале 2010-х, к началу нового десятилетия нашли отражение в тысячах проектов по всему миру. Часть новых концепций, технологий и подходов уже успели заработать признание. Другие столкнулись с проблемами в реализации. По итогам их развития на начало 2021 года уже можно предположить точнее, какие из трендов станут привычной частью жизни и как они повлияют на школьное образование

Тренд 1. Персонализированное обучение

Персонализация образования — зонтичное понятие, которым принято обозначать и педагогические, и информационные технологии, позволяющие ученикам выстроить индивидуальные траектории обучения. 

Что удалось. Выросла популярность тьюторства, обучение этой профессии стало в разы доступнее: в России функционирует Межрегиональная тьюторская организация, которая занимается подготовкой кадров по множеству направлений. Обучающие интерактивные платформы уже стали частью школьной жизни. Вне компьютерных классов выросла популярность модели «перевернутого класса», работы в малых группах, участия в сетевых проектах. 

Что не удалось. В последние годы термин «тьюторство» стал слишком популярным, что привело к размытию его значения и обязанностей тьютора в индивидуализации образовательного процесса. Чтобы развить весь потенциал ученика, необходимо не только выстраивать индивидуальную траекторию занятий с тьютором, но и персонализировать учебные курсы, в том числе в рамках школы. Хотя образовательные учреждения и платформы активно собирают данные, они практически не используются для построения индивидуальных программ под задачи конкретного учащегося. 

Что ожидать. Персонализация будет расти в масштабах за счет развития института тьюторства и внедрения индивидуальных планов.

AdIndex Podcasts · Урок Digital

Тренд 2. Опора на данные

Последние пять лет мы живем с мыслью, что компании, в том числе образовательные, оперируют дата-сетами с миллионами наблюдений. Ожидалось, что для образования это станет решением множества проблем на каждом этапе обучения.

Что получилось. Многие крупные игроки («Учи.ру», НИУ ВШЭ, SkillFactory и другие) на постоянной основе работают с двумя типами учебной аналитики: аналитикой по прогрессу отдельного ученика или группы (доходимость до отдельных тем, retention, удовлетворенность процессом обучения) и аналитикой по качеству заданий (трудность, количество попыток, время, удовлетворенность качеством). На основе этих данных методисты дорабатывают образовательные продукты и иначе разрабатывают новые. Учебная аналитика начинает развиваться в России как полноценная область, которая сочетает в себе знания о продуктовой аналитике, подходы educatinal data mining, психометрику и даже элементы HR-assessment.

Что не получилось. Так как многие компании начинают задумываться об учебной аналитике после того, как их продукты запущены, то данные, которыми они к этому моменту обладают, собираются в неподходящем виде. Например, нет информации о параметрах отдельных заданий или о взаимодействии отдельного пользователя с отдельной версией задания. Часто это приводит к тому, что модели анализа, которые используются, достаточно примитивны, а выводы общие. Методист может видеть, что есть проблема с определенным заданием, но не иметь никаких деталей, что именно с ним не так.

Что ожидать. Образовательные онлайн-платформы будут более широко использоваться в школах, и, как следствие, учителя ближе познакомятся с принципами работы с большими данными, которые агрегируют эти платформы. Это позволит им глубже интерпретировать статистику успеваемости учеников и учитывать ее при разработке программ. Помимо этого, учителя будут закладывать более разнообразные и более качественные системы оценивания.

Тренд 3. Обучение компетенциям XXI века

О современных навыках говорят не только на экономических форумах или в HR-среде. Тема популярна и у родителей, и у педагогов самых отдаленных школ. В 2015 году Всемирный экономический форум выпустил отчет, в котором был опубликован, пожалуй, самый узнаваемый на сегодня список того, что в XXI веке нужно развивать каждому человеку: шесть новых «грамотностей», четыре компетенции и шесть личностных черт.

Что удалось. Обучение новым компетенциям внедряется в образовательные стандарты, в том числе оно прописано во ФГОС. 

Что не удалось. Хотя само выражение «навыки XXI века» стало привычным, все еще не ясно, насколько изменились реальные подходы к обучению. Другая проблема заключается том, что инструменты для измерения этих скиллов только начинают появляться.

Что ожидать. Возможно, в будущем к проектной деятельности на базе школ и вузов подключатся и EdTech-компании, предоставив учащимся возможности для реализации более технологичных проектов. Также есть вероятность, что обучение новым компетенциям трансформируется в курсы или дополнительные блоки, которые выстроятся в основную сетку школьной программы.

Тренд 4. Учитель перестает быть единственным носителем знания. P2P (peer-to-peer-обучение)

Школьные учителя давно перестали быть единственными источниками знания. На фоне этого появилась концепция обучения peer-to-peer — от одного ученика к другому. 

Что удалось. Образование вышло за пределы школы: в соцсетях легко найти любой обучающий контент. Появились такие проекты, как «Школа 42», где ученики проверяют работы друг друга. Постепенно люди привыкают к тому, что они могут быть не пассивными слушателями, а соавторами курсов, которые посещают.

Что не удалось. Полноценно адаптировать многообразие контента и технологию P2P под школьные реалии. Учителям далеко не всегда хочется переходить в роль модератора. 

Что ожидать. В ближайшие годы будут появляться новые проекты по образу Tensy (проект по peer-to-peer-репетиторству между школьниками).

Тренд 5. Edutainment

Грань между образованием и развлечением продолжает стираться. Edutainment теперь кажется не просто модной идеей, а перспективной методикой.

Что удалось. Уже сейчас древнерусская литература или молекулярная биология перестали быть уделом знатоков, а стали возможным форматом досуга (LevelOne, «Синхронизация», Arzamas). Образовательные игры, как формат, нашли свою нишу и покупателя («Магическая математика» — игра от «Учи.ру» в формате RPG для изучения математики во 2–6-х классах).

Что не удалось. Игры не стали «волшебной таблеткой», которая смогла бы заменить все форматы обучения. В школах по-прежнему преобладают классно-урочные занятия с соблюдением строгой дисциплины.

Что ожидать. В ближайшие годы формат будет развиваться. Учителя начнут чаще встраивать его в процесс обучения и комбинировать с более привычными форматами.

Тренд 6. Симбиоз бизнеса и образования

Около пяти лет назад новое поколение топ-менеджеров и предпринимателей стало активно интересоваться инвестициями в сферу образования и развитием собственных проектов.

Что получилось. В сфере образования появились масштабные и прибыльные проекты с опорой на данные («Учи.ру», SkyEng и др.).

Что не получилось. Многие из тех, кто решился на работу в образовательном проекте, так и не компенсировали нехватку предметной экспертизы. Выходит многообразие однотипных продуктов, чья ценность весьма сомнительна.

Что ожидать. За сближением бизнеса и школы стоит будущее, оно имеет потенциал, чтобы стать чрезвычайно продуктивным. Будет появляться больше частных школ, в том числе и онлайн.

Тренд 7. Life-long learning для учителей

Для дальнейшего развития образования нужно обучать самих педагогов. За последнюю декаду выросли требования к уже существующим образовательным специальностям и появился спрос на профессии, которые еще недавно считались не более чем «работами будущего». 

Что получилось. Учителя и сотрудники государственных образовательных организаций сами готовы платить за дополнительное обучение. Многие школы получили бюджет на образование сотрудников.

Что не получилось. Все еще не хватает центров по повышению квалификации учителей и курсов по освоению новых форматов обучения и цифровых навыков. Например, по проектному обучению или внедрению критериального оценивания в учебную программу по математике.

Что ожидать. Предполагается, что больше людей будут приходить в школы на полставки или pro bono, несмотря на появившиеся институциональные ограничения (наличие педагогического образования). Возможно, появятся альтернативные фонды и программы поддержки учителей.

Выводы

Большая часть трендов в образовании направлены на персонализацию и личный подход к ученику. Стали цениться программы, которые развивают максимальный потенциал ребенка и пробуждают в нем интерес к учебе. В связи с этим вырос и спрос на профессионалов, которые способны предоставить детям такую возможность.

В целом последнее десятилетие взбудоражило российское образование. Хочется верить, что теперь у индустрии и отдельных специалистов хватит смелости и терпения замедлиться. Необходимо хорошо обдумать, в каком направлении и зачем они намерены двигаться.

Современные тренды в образовании имеют два четких направления: персонализация и цифровизация. За последнее десятилетие возросла ценность программ, которые развивают личный потенциал ребенка, не просто обучают, но и прививают интерес. Закономерным последствием стало возрастание спроса на профессионалов, которые готовы встраивать инновационные практики и работать в новых реалиях. 

Система образования в России претерпела серьезные изменения к 2021 году. Запрос на резкое развитие сменился необходимостью замедлиться и обдумать, в какую сторону нужно продолжать движение и без каких методик и инструментов оно будет невозможно.

Еще больше материалов из журнала в аудиоформате
AdIndex Podcasts · AdIndex Print Edition — номер-размышление о новом миропорядке


–ейтинг@Mail.ru