Спецпроект
Главная Супер, супер, суперапп

Супер, супер, суперапп

Конкуренция и слияния? Интернет вещей и голосовые помощники? Какими будут суперприложения через 5 лет

Антон Циварев,
директор по развитию суперприложения «ВКонтакте»

Согласно глобальному исследованию App Annie, в 2020-м пользователи скачали на 7% больше приложений, чем годом ранее. Однако в топе загрузок — соцсети и мессенджеры: на смартфонах просто не остается памяти для разнообразных решений брендов. И если человеку придется думать, что удалить — программу, которой он пользуется не слишком часто, или соцсеть, где он общается с друзьями ежедневно, — вероятнее всего, его выбор остановится на первом варианте

Проблему решают суперприложения — онлайн-платформы, посетители которых получают доступ сразу к целому ряду сервисов. Как правило, это услуги в сфере досуга и развлечений, финансов и покупок, здоровья и лайфстайла. На одной площадке пользователи могут заказать еду и продукты, вызвать такси или забронировать машину в каршеринге, купить билеты в кино или на концерт, посмотреть любимый фильм.

Человеку намного проще перемещаться во вкладках одного супераппа, чем искать нужные сервисы среди множества иконок на экране смартфона. При этом рост охвата получают и сами многофункциональные платформы, и отдельные сервисы внутри этих платформ. 

Все больше компаний по всему миру делают выбор в пользу суперприложений — об этом говорят хотя бы примеры Uber и Facebook. Рассмотрим четыре основных тренда развития подобных площадок.


AdIndex Podcasts · Супер, супер, суперапп

Тренд № 1. Рост конкуренции

Супераппы становятся единой точкой входа для закрытия большинства потребностей. И в будущем пользователи будут только сильнее объединяться вокруг них: такие платформы удобны и решают широкий круг повседневных задач, поэтому неизбежно вызывают интерес. 

Неудивительно, что о создании экосистемы сервисов, а вместе с ним и суперприложений, заявляют многие российские бренды. Помимо Mail.ru Group, к реализации идеи уже приступили «Яндекс», «Тинькофф» и Сбербанк; также известно о подобных планах со стороны ВТБ и «Магнита». Сейчас с помощью продуктов этих компаний пользователи решают разные задачи; заметно отличаются и характеристики самой аудитории. Но в будущем конкуренция среди игроков, действующих в одной области, точно станет более острой. 

Увлечение супераппами пришло к нам из Азии после бурного роста WeChat и AliPay — вместе они владеют 94% рынка мобильных транзакций в Китае. Но российский рынок заметно отличается от соседского: у нас совсем другой технологический фон и иная финансовая инфраструктура. В нашей стране работает сразу несколько экосистем, что расширяет потребительский выбор. Поэтому пользователи будут останавливаться на самых удобных и выгодных приложениях, предъявляя все более высокие требования к их разработчикам. 

Тренд №2. Эффективное партнерство

Как правило, крупные экосистемы развивают супераппы на основе собственных площадок: они разрабатывают новые функции и добавляют их в свои существующие флагманские приложения. Причина проста: создавать такую площадку с нуля — слишком дорогой и сложный процесс.

Однако выстроить сервис, который будет закрывать потребности огромного количества пользователей в формате 24/7, в любом случае не получится в одиночку. Бизнесу неизбежно придется предоставлять дополнительные выгоды партнерам, которые захотят стать частью суперприложения. Кроме того, многофункциональным площадкам предстоит задуматься об инфраструктуре в целом — чтобы платформа была максимально простой для продуктовых интеграций.

В рамках создания и укрепления экосистем рынок ждет всплеск партнерств и коллабораций: крупные игроки будут объединяться как друг с другом, так и с лидерами в разных сферах — в том числе в узких нишах. Так они смогут добиться роста ценности своих продуктов для клиентов. Еще один вариант, подходящий для усиления рыночных позиций, — проведение слияний и поглощений, которых также будет становиться только больше. Преимущественно по такому пути двигаются, например, Mail.ru Group или Сбербанк. 

Если у бизнеса недостаточно ресурсов для создания собственного супераппа, он может взаимодействовать с более крупными игроками: достаточно внедрить свои сервисы в их платформы. 

Тренд №3. Трансформация малого и среднего бизнеса

Именно интеграция с суперприложениями становится оптимальным решением для небольших компаний. События прошлого года преподали нам важный урок: привычные процессы требуют коренных изменений. Добиться успеха смогут только игроки, которые адаптируются к новым цифровым условиям. И один из шансов для малого и среднего бизнеса — стать частью более крупной экосистемы, то есть разработать свой сервис, который будет включен в суперапп. 

Важно, что и сама экосистема заинтересована в популярности сервисов партнеров — ведь они становятся залогом ее успешной работы. Поэтому суперприложению придется активно поддерживать бизнес, действующий в рамках его площадки. 

Предлагаемые преимущества во многом зависят от возможностей платформы. Например, «Тинькофф», как экосистема, в центре которой находится банк, делает акцент на максимально целевом таргетинге и подробном анализе поведения клиентов. А сильная сторона «ВКонтакте» — социальное взаимодействие, поэтому мы уделяем особое внимание виральным механикам. Также во время публикации сервисы сразу же получают первый органический трафик, а при рекламном продвижении для них действуют специальные субсидии. 

В результате партнерство с крупными экосистемами помогает снижать стоимость привлечения клиентов, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. В очень скором будущем все больше компаний самых разных размеров и форматов представят в суперприложениях свои сервисы — они станут сокращенными версиями сайтов брендов. Сначала такие сервисы станут просто дополнительным источником трафика. Но в перспективе они вполне могут претендовать на роль главного агрегатора финансового оборота. 

Тренд №4. Многообразие устройств и платформ

Технологии стремительно меняют нашу жизнь. Еще год назад мы радовались, когда магазин доставлял нам продукты на следующий день, — а сегодня уже удивляемся, если не слышим звонок курьера через 15 минут после заказа. И это только первый этап развития электронной торговли: в будущем потребитель сможет получать любые товары с такой скоростью. Все потому, что количество покупок онлайн неуклонно растет: по оценкам Data Insight, российский e-commerce вырос на 44% в 2020 году. А в целом агентство прогнозирует, что средние темпы роста электронной коммерции в нашей стране с 2019 по 2024 год составят около 33%. 

Вместе с тем пользователи начинают предъявлять все более строгие требования к площадкам. Совсем скоро они будут ожидать, что смогут воспользоваться сервисом, используя любое доступное устройство — колонку с виртуальным ассистентом, умное телевидение, интеллектуальную систему в каршеринге или личном автомобиле. Очевидно, что появятся и другие форматы, о которых сейчас мы можем только фантазировать — скажем, браслеты, которые придут на смену телефонам. 

Бренды больше не смогут обойтись адаптацией платформ исключительно под требования смартфонов и ноутбуков. Ведь пользователь захочет купить билет в кино через смарт-часы уже по пути на сеанс; записаться на личный прием к врачу или даже на его видеоконсультацию, просто попросив об этом голосового помощника.

При этом потенциал возможностей расширят 5G-технологии. Они принципиально изменят наше отношение к интернету — передавать даже огромные объемы данных станет значительно проще. Еще одна технология будущего — интернет вещей: по прогнозам Fortune Business Insights, объем глобального IT-рынка почти достигнет показателя $1,1 трлн к 2026 году. Возможно, уже совсем скоро умное зеркало подскажет, где купить одежду подходящего размера и фасона. А телевизор поможет заняться спортом вместе с друзьями, не выходя из дома. 

Сегодня границы между устройствами стираются: во многих случаях мобильные версии приложений уже обогнали по популярности своих десктопных конкурентов. В будущем каждый из нас будет выбирать способ взаимодействия с сервисом, удобный именно для него в конкретной ситуации. 

 

Материал был впервые опубликован в 44-м номере журнала AdIndex Print Edition. Подписаться на свежие выпуски можно здесь.

 

Еще больше материалов из журнала в аудиоформате
AdIndex Podcasts · AdIndex Print Edition — номер-размышление о новом миропорядке


–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.