Сенаторы предлагают национализировать знаменитые советские бренды
Группа из 15 сенаторов разработала законопроект о признании общим достоянием самых известных советских брендов
Целое поколение уже выросло после распада СССР, но по-прежнему особым доверием у покупателей пользуются торговые марки той давней поры. Из-за них ведутся ожесточенные судебные споры, предприятия готовы любой ценой отстоять право на советское имя товара. В каждой семье жива память о том самом вкусе сырка "Дружба", конфеты "Мишка на Севере" или газировки "Дюшес". И вот сенаторы предложили национализировать бренды прошлого.
Они считают, что необходимо разрешить всем фабрикам и заводам, производившим в СССР зарекомендовавшую себя высоким качеством продукцию, продолжить ее выпуск под узнаваемыми брендами.
Законопроект находится в Госдуме на стадии рассылки.
В СССР не занимались охраной брендов. Газировку "Буратино" или "Дюшес" мог выпускать любой завод
Инициатором разработки документа стала член Совфеда от Приморского края Татьяна Заболотная. К ней ранее обратились местные кондитеры, которые пожаловались, что им запрещают производить конфеты под известным брендом. Коллегу поддержал сенатор от Свердловской области Эдуард Россель, заявивший, что в его регионе схожие проблемы испытывают не только кондитеры, но и хлебопеки. "Все указанные бренды создавались на государственные деньги, товары под этими марками выпускались на различных предприятиях по всей стране, устойчивый спрос на такую продукцию и доверие потребителей складывалось годами. И в этом смысле "советские бренды" являются общественным достоянием", - указывал Россель.
В итоге законопроект за авторством 15 сенаторов был подготовлен Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
Документом предполагается, что любое российское юрлицо, которое до осени 1992 года "производило продукцию под обозначением, тождественным товарному знаку или сходным с ним до степени смешения, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной лицензии". Авторы идеи приводят и такой аргумент. Сейчас, например, около 70 процентов кондитерских "советских" товарных знаков, массово использовавшихся на территории бывшего СССР, находятся в частных руках. И любые попытки использовать такие бренды заканчиваются астрономическими исками.
Однако среди авторитетных коллег в Госдуме законопроект поддержки не нашел. Вот что рассказал корреспонденту "РГ" Павел Крашенинников, глава Думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который будет рассматривать этот законопроект. Он напомнил, что аналогичная идея рассматривалась ранее уже несколько раз и каждый раз отклонялась.
Последний раз судьбу советских брендов, по словам парламентария, обсуждали в этом году, когда рассматривались поправки в 4 часть Гражданского кодекса об интеллектуальной собственности.
- Есть три фактора - юридический, потребительский и экономический, которые не позволяют нам принять такой документ, - отметил Крашенинников. - Во-первых, законодательство о приватизации никто не отменял, в том числе Конституционный суд. А там говорится, что вместе с материальными активами интеллектуальные активы отходят тому лицу, которое приватизировало предприятие, выпускающее ту или иную продукцию.
По его словам, если приватизировался производитель, допустим, вологодского масла, или вина, водки, шоколада, конфет, то и эти активы тоже переходили к нему. "С точки зрения юридической здесь все чисто", - отметил Крашенинников.
- Второе - если мы скажем, что эти бренды все доступны, то любая компания-"живопырка" сможет производить, к примеру, конфеты "Мишка на Севере". Потребители же не все изучают данные производителя, поэтому пострадают рядовые покупатели, - отметил парламентарий.
И, наконец, получат право производить продукцию под известными брендами и соседние государства, от чего пострадает уже российская экономика.
Ранее инициативу также не поддержал первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. На заседании совета по вопросам интеллектуальной собственности он заявил, что "передача товарных знаков от одних владельцев другим противоречит международным обязательствам России в рамках ВТО". "Необходимо учитывать и то, что очень многие компании, которые владеют советскими марками, вполне успешно действуют на рынке, создают новые рабочие места, осваивают современные технологии. Лишение их прав на использование ретроспективных изображений приведет к массовым банкротствам сотен предприятий, увольнению тысяч работников", - предостерег он.
По словам сопрезидента Ассоциации брендинговых компаний России Алексея Андреева, бренд является материальным активом компании, причем, зачастую, существенно более дорогим, нежели производственные мощности. "Именно через бренд осуществляется основная коммуникация между производителем продукции и конечным покупателем. А так называемые ретро-бренды советского периода - вообще объект любви и уважения со стороны массового потребителя. И поэтому ценность этих брендов особенно велика. Она измеряется деньгами в семи-, восьмизначном исчислении", - рассказал "РГ" эксперт.
Дело в том, что в СССР никто не занимался вопросами охраны интеллектуальной собственности. "Иными словами, газировку "Буратино", или пиво "Жигулевское" могли производить любые предприятия, - пояснил Алексей Андреев. - И непонятно, кого из них предлагается наделить правом требовать передачи ему прав на эти выдающиеся бренды".
Кроме того, все "советские" торговые марки за последние 20 лет обрели окончательных хозяев. По словам Андреева, все легендарные бренды пристроены и являются сильнейшими активами компаний-владельцев.
Эксперт подчеркивает, что если бренд находится в одних руках, то массовый потребитель может рассчитывать на стабильное качество и цену продукта. Владелец инвестирует в свой бренд колоссальные средства, растит его, как ребенка. "Если же продукцию под данной маркой будут производить все, кому не лень, то можно быть уверенным, что бренд погибнет. И вылетит с рынка в условиях высокой конкуренции", - резюмировал он.
Кстати, любопытная ситуация сложилась вокруг одного из самых известных сортов пива "Жигулевское", плавно перекочевавшего из советской эпохи на прилавки современных магазинов. Уникальность этого бренда в том, что он не является официально зарегистрированной торговой маркой и не принадлежит ни одной определенной компании. Любой пивовар, на совершенно законных основаниях может называть свое пиво "Жигулевским". И именно этим вызвано изобилие на наших прилавках этого вида пива.
По словам Павла Крашенинникова, рассмотрение в профильном комитете вызвавшего споры документа намечено на предстоящую осеннюю сессию.
Источник: Российская газета