Qiwi патентует дизайн терминалов после поражения от «Оранжевого енота»
В России есть десятки тысяч терминалов, не входящих в сеть Qiwi, но имитирующих внешний вид и меню самой популярной системы. В компании ОСМП, операторе сети Qiwi, этим, конечно, недовольны — и обычно пытаются договориться с конкурентами
С большинством получается уладить проблему до суда. Но, как выяснил «Маркер», не так давно спор о нарушении авторских прав дошел до арбитража и был Qiwi проигран. После этого компания решила запатентовать изображение своего терминала.
В 2011 году объем рынка моментальных платежей достиг 892 млрд рублей, а число транзакций - 5,7 млрд рублей. Лидером на терминальном рынке является компания ЗАО «ОСМП», которое работает под брендом Qiwi на 120 тыс. терминалах. В состав ее акционеров входят Mai.ru Group и японская Mitsui. Оставшийся пакет в 63,7% принадлежит менеджменту группы Qiwi.
— Учитывая популярность бренда, обилие двойников, копирующих интерфейс, заимствующих цвета, неудивительно, — говорит управляющий партнер BrandLab Александр Еременко. — Предприниматели, у которых 5–10 терминалов, легко принимают решение подделывать терминалы. Достаточно соблюсти цветовую схему и не использовать оригинальный логотип компании — оранжевую птицу. Так и закон не нарушается, и мимикрировать можно. Оболочку Qiwi можно подделать за сутки.
Генеральный директор ОСМП Александр Агаков рассказал «Маркеру», что компания редко идет в суд, чтобы защитить свои права. Обычно она пытается договориться с имитаторами.
— Закон на нашей стороне, и контрафактные терминалы могут быть даже арестованы и изъяты при наличии судебного запрета, — рассказывает Агаков. — Но это крайние меры; как правило, владельцы терминалов предпочитают прекращать нарушения самостоятельно. В случаях, когда нам удается установить нарушителя, мы изначально вступаем с ним в переговоры и лишь затем обращаемся к государству за разрешением конфликта. К сожалению, во всем мире наиболее эффективными способами борьбы с подделками брендов являются точечные мероприятия.
Председатель совета директоров группы Qiwi Борис Ким отмечает, что часть двойников в ходе переговоров вообще перешла работать под бренд Qiwi, сохранив свое «железо». Но некоторые компании предпочитают поспорить в суде, и победы на их счету уже есть.
По словам Агакова, отечественное законодательство не предполагает патентование цветовых решений, поэтому Qiwi не может запретить другим участникам рынка моментальных платежей использовать оранжевый и синий цвета. В числе товарных знаков ОСМП — изображение главного меню терминала, слово Qiwi и изображение птицы киви рядом с ним в оранжевом цвете.
— Помимо логотипа и персонажа бренда, у нас запатентованы элементы фирменного стиля: детали дизайна, их форма и текстура, — говорит Агаков. — Но другим платежным системам достаточно внести незначительные изменения в эти элементы — и отстаивание наших авторских прав будет уже невозможно, поскольку в этом случае сложно доказать «сходства до степени смешения».
Этой позиции придерживаются и суды. В 2011 году компания ОСМП проиграла спор из-за товарного знака с небольшим оператором терминалов «Интегратор-Б», который использовал в своем логотипе изображение оранжевого енота. Столичный арбитраж, а за ним 9-й арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа установили, что «представленные в изображениях енота и киви пропорции прямоугольников, расстояние между ними по горизонтали, а также между рядами элементов, полутона и полутени для придания объемности отличаются». Поэтому ОСМП было отказано во взыскании с двойника 1 млн рублей за нарушение прав на товарный знак. Впоследствии «Интегратор-Б» стал агентом ОСМП и работает под брендом Qiwi, говорит Борис Ким.
В ОСМП сообщили «Маркеру», что теперь компания намерена запатентовать внешний вид автомата:
Источник: Маркер