Пиратские роллы: какие форматы предпочитают нелегальные ресурсы
Самыми популярными форматами на нелегальных ресурсах являются in-stream и content-roll. Последние чаще используют для открутки легальной рекламы

Пиратские ресурсы продают подписку, принимают «донаты», но основным источником их заработка остается реклама. Лучшим годом с точки зрения доходов стал 2018-й, когда объем рынка онлайн-пиратства достиг $87 млн. В тот период годовая выручка среднего пиратского торрент-трекера составляла $62 тыс., а нелегального онлайн-кинотеатра — около $160 тыс. «Золотой век» закончился в 2019 году, когда закрылась «большая тройка» видеобалансеров: Moonwalk, HDGO и Kodik. К 2024 году доходы пиратов снизились до $36 млн, говорится в исследовании F6 Digital Risk Protection.
Видеобалансеры, или сети доставки контента (Content Distribution Network, CDN) являются технической базой пиратского благополучия. Их разработчики предоставляют владельцам ресурсов фактически готовый сервис — видеоплеер, позволяющий автоматизировать размещение файлов и монетизировать видеоконтент.
Помимо борьбы с видеобалансерами на рынок повлияли усиление антипиратского законодательства, введение досудебных блокировок сайтов и их «зеркал», увеличение количества легальных игроков и снижение рекламной поддержки со стороны теневого бизнеса. Интерес к пиратскому контенту возрос после 2022 года, когда российский рынок покинули международные стриминговые платформы и иностранные кинопрокатчики, а библиотеки онлайн-кинотеатров заметно «похудели».
Согласно анализу 200 ресурсов, почти половина размещений на нелегальных площадках приходится на формат content-roll — плеер с автоматическим воспроизведением рекламы. Из них 27% это «плавающие плееры», которые показывают рекламу даже при прокрутке страницы, а 19% это статичные плееры, которые останавливают открутку после выхода из поля зрения пользователя. В таких плеерах обычно транслируется легальная реклама.
Более трети (36%) размещений приходится на формат in-stream, когда реклама встраивается в видеоконтент. За открутку отвечают либо партнерские сети, либо сами CDN. Доля баннеров составляет 13%, брендирования — 5%.
Нелегальные казино и букмекерские конторы могут внедрить свою рекламу до загрузки контента на пиратские CDN. Авторы исследования перечисляют самые популярные варианты:
• Закупка рекламы у неофициальных студий озвучивания, которая также выкладывается на собственные ресурсы, в социальные сети и на торрент-трекеры.
• Сотрудничество с CamRip-группами, которые занимаются съемкой кинотеатральных релизов, зарабатывают на заказах на съемку и на встройке рекламных баннеров и логотипов в видеофайл.
• В некоторых случаях владелец пиратских сайтов может сам выбирать тип рекламы при подключении плеера пиратских CDN.
Если раньше основными рекламодателями были нелегальные игроки, то сейчас размещением занимаются и «белые» партнерские сети с легальными клиентами. Для владельцев пиратских сайтов выгоднее нелегальная реклама, поскольку ее CPM заметно выше, однако из-за этого увеличивается шанс скорейшей блокировки сайта.
Согласно подсчетам F6, «разбавление» рекламы нелегальных компаний привело к заметному снижению CPM (стоимости 1000 показов рекламы). За последние пять лет этот показатель сократился более чем в 1,5 раза.