29 Апреля 2009 | 16:23

Восстания уволенных менеджеров не будет?

Проведенное исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Московского центра Карнеги и при участии компании Online Market Intelligence исследование не подтвердило широко представленные в СМИ утверждения, что больше всего от кризиса пострадал «средний класс».

Картинка Восстания уволенных менеджеров не будет?

По меньшей мере, на уровне ожиданий в отношении ближайшего будущего представители т.н. «передовых групп» выглядят гораздо более оптимистичными, чем россияне в целом: две трети участников онлайн панели (65%) ожидают улучшения ситуации в ближайший год (против 23% среди населения в целом). В то же время с пессимизмом смотрят в будущее более четверти российских граждан (28%) и лишь 5% «панелистов».

Опрос общественного мнения по теме «Защита трудовых прав граждан» проводился в период с 19 по 27 марта 2009 года. Объем выборочной совокупности всероссийского омнибуса составил 1603 респондента. Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства. Впервые одновременно с общенациональным опросом населения по аналогичной анкете был реализован онлайн-опрос участников Интернет панели компании OMI (Online Market Intelligence), в котором из панели были отобраны так называемые «передовые группы населения» или «средний класс» (люди с высоким доходом, высокой самооценкой социального статуса и материального положения и высоким уровнем Интернет-активности). Объем выборочной совокупности онлайн панели составил 548 респондентов.

Очевидно, что оптимизм опрошенных представителей «передовых групп» в значительной степени связан с их нынешними сравнительно позитивными оценками собственно материального положения, в том числе, выраженного в наличии у них сбережений. Согласно данным опроса населения, только у пяти процентов россиян имеющихся сбережений хватит больше чем на полгода. Почти половина опрошенных (47%) не имеют никаких сбережений.
Совсем иная ситуация – среди представителей «передовых групп». Об отсутствии сбережений заявил лишь примерно каждый десятый участник онлайн панели; почти четверть из них смоги бы прожить за имеющиеся сбережения более чем полгода.

Несмотря на то, что некоторые показатели социального самочувствия россиян имеют тенденцию к снижению, большинство граждан (59%) не допускают для себя лично участия в акциях в защиту трудовых прав. Вместе с тем, около трети опрошенных выразили готовность к участию в организованных выступлениях в защиту трудовых прав в будущем.

Представители «передовых групп» не в пример активнее: уровень декларируемой готовности к участию в акциях протеста вдвое выше, чем среди россиян в целом (63%), притом, что значения показателей социального самочувствия опрошенных участников онлайн панели заметно более высоки.

Как показал анализ результатов опроса, на декларируемую протестную активность в большей степени влияет не социальное самочувствие, а включенность в социальные коммуникации. Как выяснилось, сегодня граждане активно обсуждают проблемы соблюдения трудовых прав: 70% представителей «передовых групп» и 40% населения в целом принимали участие в таких обсуждениях в кругу семьи; 49% представителей «передовых групп» и 36% населения в целом обсуждали эти вопросы с коллективом (в % от работающих по найму), 25% и 5%, соответственно, – участвовали в Интернет-дискуссиях.

При этом граждане, допускающие для себя возможность участия в акциях протеста, в большей степени включены в коммуникации по поводу защиты трудовых прав. Например, среди «допускающих» участвовали в обсуждении на работе 46% респондентов, среди «не допускающих» - 29%; в обсуждении в семье – 53% и 33% соответственно. Именно этим объясняется тот факт, что представители «передовых групп», более широко включенные в социальные коммуникации, несмотря на сравнительно высокий уровень социального самочувствия (в сопоставлении с россиянами в целом), демонстрируют столь высокий уровень готовности к участию в акциях в защиту трудовых прав.

 


 

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru