«Вера-Олимп» и правительство Москвы подписали мировое соглашение
Чиновники преподнесли сюрприз работающим в столице операторам наружной рекламы. Московское правительство пошло на мировую с группой «Вера-Олимп», которая в декабре 2015 года не смогла сделать городу очередной платеж на 730 млн руб. Весь ее инвентарь вновь возвращается на рынок
Договорились
Мировое соглашение между столичным департаментом СМИ и рекламы и ЗАО «Олимп», структурой «Веры-Олимп», Девятый арбитражный апелляционный суд утвердил в четверг, 17 ноября. Информация об этом появилась в базе «Электронное правосудие». Текст постановления апелляционной инстанции пока не опубликован.
Само соглашение было подписано накануне, 16 ноября,
уточняется в сообщении на сайте департамента. Там же сказано, что за
десять лет действия договора ЗАО «Олимп» обязуется перечислить в бюджет Москвы
почти 9,6 млрд руб., при этом расходы по восстановлению ранее демонтированных
конструкций компания берет на себя.
История вопроса
«Вера-Олимп» — один из семи победителей аукционов, на которых в 2013-2014 годах департамент разыграл более 8,8 тыс. мест под рекламные щиты, конструкции небольшого формата (так называемая уличная мебель) и афишные стенды. На тех торгах ЗАО «Олимп» выиграло четыре лота в целом на почти 1,4 тыс. мест под щиты и уличную мебель. С компанией было заключено четыре десятилетних договора, в соответствие с которыми структура «Веры-Олимп» обязалась в течение десяти лет перечислить городу свыше 15,5 млрд руб.
В 2013-2014 годах компания уже выплатила городу почти 4,5 млрд руб., но в декабре 2015-го не смогла сделать очередной платеж по одному, самому крупному договору – на установку и эксплуатацию 687 щитов. При базовом ежегодном платеже 1,25 млрд руб. «Вера-Олимп» год назад должна была перечислить в бюджет Москвы около 730 млн руб. – чиновники снизили размер платежа, поскольку компания не смогла установить все предусмотренные договором конструкции. Но и эту сумму «Вера-Олимп» не смогла осилить, и в январе 2016-го департамент расторг этот договор, который генерировал «Вере-Олимп» большую часть выручки.
В ответ компания подала на столичных чиновников в суд, требуя признать незаконным расторжение договора и взыскать с департамента 1 млрд руб., якобы ранее переплаченных городу за так и не установленные конструкции. В свою очередь, департамент подал встречный иск к структуре «Веры-Олимп» на 1,95 млрд руб. – в такую сумму чиновники оценили неустойку за просроченный платеж и штраф за вовремя не демонтированные конструкции.
В июле арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск ЗАО «Олимп» к департаменту, обязав столичное правительство выплатить компании 125 млн руб. При этом суд удовлетворил и встречный иск департамента. По решению суда «Вера-Олимп» должна была выплатить чиновникам более 1,8 млрд руб. Компания обжаловала это решение, и разбирательство в апелляционной инстанции закончилось в итоге мировым соглашением.
Стороны довольны
«В связи с изменением финансовой ситуации в компании «Олимп», привлечением ею существенного финансирования отношения с рекламораспространителем выходят на новый уровень долгосрочного сотрудничества», — приводится в сообщении департамента слова его руководителя Ивана Шубина.
Полная схема расчетов с департаментом будет прописана в тексте постановления апелляционного суда, сообщил AdIndex гендиректор «Веры-Олимп» Дмитрий Дюмин. По его словам, расторгнутый в январе договор считается возобновленным, но за 2016 год, когда «Вера-Олимп» не могла размещать рекламу на своих щитах, выплат быть не должно.
По спорному договору «Вера-Олимп» должна была перечислить за 10 лет в бюджет Москвы 12,5 млрд руб. Из озвученной департаментом скорректированной суммы 9,59 млрд руб. следует, что чиновники «простили» компании почти 3 млрд руб.
Привет другим участникам торгов
Известие о мировом соглашении между «Верой-Олимп» и департаментом должно стать неприятным сюрпризом для других победителей аукционов. Например, крупнейший в стране оператор наружной рекламы Russ Outdoor на столичных торгах 2013-2014 годов получил почти 2,2 тыс. мест под щиты и уличную мебель, за которые в течение десяти лет должен заплатить 27,2 млрд руб. Пока Russ Outdoor перечислил в бюджет Москвы 10,6 млрд руб.
А группа Gallery на столичных аукционах выиграла 760 мест под рекламные щиты, за которые обязалась заплатить в ближайшие десять лет 13,5 млрд руб. Из них уже перечислено городу почти 5,2 млрд руб.
Еще один победитель аукционов – группа «Никэ» – уже сошел с дистанции. В декабре 2014-го структура «Никэ», ООО «Илион», не смогла заплатить очередные 1,3 млрд руб. за выигранные на торгах 802 места под щиты. Договор с «Илионом» был расторгнут в том же декабре 2014 года. На переговоры с «Никэ» чиновники не пошли.
Уход со столичного рынка «Никэ», а затем и многомесячный простой «Веры-Олимп» привел к сокращению инвентаря на столичном рынке. Это позитивно сказалось на бизнесе оставшихся игроков. Французская группа JCDecaux, владелец 25% Russ Outdoor, в своей отчетности за девять месяцев 2016 года прямо указывает, что позитивные результаты в России обусловлены консолидацией рынка, вызванной, в свою очередь, финансовым крахом отдельных компаний в Москве.
Представители Russ Outdoor и Gallery не ответили на просьбу прокомментировать мировое соглашение «Веры-Олимп» и департамента.
Угроза банкротства
Получившая возможность вернуть на рынок весь свой инвентарь «Вера-Олимп» находится сейчас на грани банкротства. Лоты на аукционах 2013-2014 года она выиграла на кредиты, привлеченные в Банке Москвы (в мае этого года был полностью интегрирован в ВТБ). Задолженность ЗАО «Олимп» перед банком на 29 февраля 2016 года превысила 1,3 млрд руб.
ВТБ, правопреемник Банка Москвы, сейчас добивается банкротства ЗАО «Олимп». Очередное заседание по этому делу в арбитражном суде Москвы назначено на 7 декабря. Добивается ВТБ и банкротства другой структуры «Веры-Олимп» — ООО «Рекламная компания «Вера-Олимп». Ближайшее заседание назначено на 19 января 2017 года.
Кроме того, АКБ «Банк Москвы», входящий в группу ВТБ, сейчас судится непосредственно с Дмитрием Дюминым как с поручителем по кредитному договору. Мещанский районный суд Москвы еще в мае удовлетворил иск банка, в ноябре апелляционную жалобу на это решение рассмотрел Мосгорсуд. Но исход дела на его сайте не сообщается. Еще один иск до сих пор рассматривается в Хамовническом районном суде.
Мировое соглашение с департаментом позволит урегулировать
спор и с кредитором, уверен Дмитрий Дюмин. В пресс-служба ВТБ сообщили, что им
ничего неизвестно о данном мировом соглашении.
ВТБ принадлежит 26,43% Russ Outdoor.
Зеленый свет для «Гемы»
Со столичным департаментом СМИ и рекламы сейчас судится еще один победитель аукционов 2013-2014 годов – ООО ТРК, входящее в автохолдинг «Гема» Александра Геллера. На торгах эта компания получила почти 1,5 тыс. мест под щиты и конструкции небольшого формата, за которые должна в течение десяти лет заплатить 22,5 млрд руб.
ТРК сразу оказалась в привилегированном положении. В декабре 2014-го она не смогла вовремя перечислить в городской бюджет свыше 2 млрд руб., но в отличие от «Никэ» чиновники не стали разрывать договоры с ТРК. Они приняли от компании вексель, сам платеж был сделан только в феврале 2015-го. Оснований для взыскания предусмотренной договором неустойки за просроченный платеж руководство департамента тогда не нашло.
А в декабре 2015-го чиновники предоставили ТРК гигантскую скидку. При базовом платеже 2,25 млрд руб. структура «Гемы» перечислила в бюджет Москвы только 1,2 млрд руб. Чиновники снизили размер платежа сразу на 45%, внеся дополнительные соглашения в ранее заключенные договоры.
В мае ТРК подала иск к департаменту, потребовав с него почти 1,6 млрд руб. задолженности. Компания также просит суд произвести зачет встречных требований и внести изменения в заключенные договоры. Очередное слушание по этому делу назначено на 12 декабря.
Заместитель гендиректора ТРК Гюля Коган не ответила на
вопрос AdIndex, не намерена ли ее компания последовать примеру «Веры-Олимп» и
также заключить мировое соглашение с правительством Москвы.
Топ-15 операторов наружной рекламы
Место | Компания |
Ключевой показатель по итогам |
Изменение к аналогичному |
||||
Возможная выручка |
Количество рекламных поверхностей |
Общая площадь рекламных поверхностей |
Возможная выручка |
Количество рекламных поверхностей |
Общая площадь рекламных поверхностей |
||
1 | Russ Outdoor |
3 113 |
27,219 |
344,467 |
13,6 |
-6,7 |
-5,9 |
2 | Gallery |
2 448 |
28,520 |
249,416 |
15,9 |
-2,7 |
-4,1 |
3 | ТРК |
669 |
1,957 |
43,080 |
34,5 |
-6,2 |
-5,4 |
4 | Вера-Олимп |
566 |
2,794 |
35,704 |
-23,3 |
-15,5 |
-20,4 |
5 | Poster |
504 |
7,013 |
76,726 |
8,1 |
-1,0 |
-3,2 |
6 | Реклама Центр |
393 |
3,601 |
62,237 |
31,4 |
-0,1 |
-0,4 |
7 | ДизайнМастер |
390 |
5,915 |
92,469 |
1,2 |
-10,4 |
-8,4 |
8 | Руан |
359 |
3,980 |
71,496 |
63,7 |
45,5 |
37,3 |
9 | Лайса |
310 |
0,398 |
24,118 |
121,9 |
75,3 |
144 |
10 | Расвэро |
158 |
1,959 |
17,654 |
54,6 |
-3,0 |
7,8 |
11 | Дрим |
155 |
2,941 |
49,899 |
5,0 |
0,5 |
0 |
12 | Террапроект |
149 |
1,533 |
8,007 |
66,5 |
-4,6 |
-3,1 |
13 | Рим-С |
122 |
1,321 |
27,475 |
0,3 |
-2,4 |
-0,7 |
14 | Арт-Сайд |
109 |
1,344 |
19,970 |
2,4 |
-8,6 |
-7,7 |
15 | Мособлреклама |
107 |
0,130 |
6,706 |
36,2 |
-5,8 |
-6,1 |
* По итогам мониторинга в 50 крупнейших городах страны. Без учета
конструкций небольших форматов, рекламы на транспорте и внутри помещений.
Источник: «ЭСПАР-Аналитик»