Власти Москвы и Петербурга объединились против будущего ГОСТа
Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко повторно обратились к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить с марта 2016 года обязательный ГОСТ, которому не соответствуют 90% установленных в стране рекламных конструкций. Мэрия столицы опасается, что придется вернуть операторам 9 млрд руб. из бюджета города, который за десять лет не сможет получить почти 83 млрд руб. Смольный рискует терять ежегодно 3 млрд руб
Спасти "обширный и цивилизованный рынок наружной рекламы"
господа Собянин и Полтавченко попросили Дмитрия Медведева в совместном письме
(копия есть у "Ъ"). В нем говорится, что объем этого рынка, в частности, в
Москве составляет 15,3 млрд руб., в Петербурге — 5 млрд руб. Но с 1 марта 2016
года существование отрасли "фактически исключено", пишут руководители Москвы и
Петербурга, так как с этого времени станет обязательным ГОСТ "Наружная реклама
на автодорогах и территориях городских и сельских поселений" (включен
постановлением правительства РФ в сентябре 2015 года в перечень обязательных
национальных стандартов). Так, с марта будет запрещено размещать наружную
рекламу на расстоянии менее 5 м от края автодороги, на одной опоре с дорожными
знаками и светофорами, а также ближе 100 м от них. Этот стандарт разработан в
2003 году "исключительно для добровольного применения", напоминают авторы
письма. Если ГОСТ станет обязательным, то придется демонтировать более 90%
рекламных конструкций, установленных по всей России, следует из обращения
Сергея Собянина и Георгия Полтавченко.
Оба они обращались с аналогичными письмами к премьеру еще в начале этого года.
Позже Росстандарт и Минпромторг договорились о добровольном характере
применения ГОСТа. Господин Собянин опасается, что из-за обязательного введения
ГОСТа бюджет города не сможет получить, как планировалось, в ближайшие десять
лет по уже заключенным договорам 82,9 млрд руб. и мэрия вынуждена будет вернуть
операторам около 9 млрд руб. В Петербурге, где срок действия договоров истек
еще в 2013 году, а новые торги до сих пор не проведены, придется отказаться от
ежегодных поступлений на сумму более 3 млрд руб. и потратить около 200 млн руб.
на демонтаж 14 тыс. конструкций. Кроме того, властям придется демонтировать,
заменить новыми и содержать павильоны остановок общественного транспорта вместо
принадлежавших операторам. В Москве таких совмещенных с рекламой павильонов
1,05 тыс., в Петербурге — более 1,7 тыс., на их замену потребуется потратить
более 450 млн руб., не считая стоимости их обслуживания. Потеряют регионы и 230
тыс. рабочих мест.
В своем письме власти Москвы и Петербурга упоминают и
чемпионат мира по футболу в 2018 году, во время которого города-организаторы
обязаны бесплатно предоставить FIFA места для размещения рекламы вдоль гостевых
маршрутов делегаций.
Предполагалось, что рекламные конструкции предоставят на спонсорской основе
операторы, которые в случае обязательного введения предлагаемого ГОСТа к этому
моменту обанкротятся, предупреждают чиновники: "Утрата наружной рекламы
сократит шансы России и на проведение других международных мероприятий, которые
всегда оказывают благоприятное влияние на имидж страны и
социально-экономическую ситуацию",— резюмируют господа Собянин и Полтавченко и
предлагают пересмотреть обязательное применение ГОСТа.
Тем временем управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу обязало городской комитет по печати до конца февраля 2016 года провести торги, обвинив его в нарушении закона "О защите конкуренции". В решении говорится, что власти были обязаны провести их еще в 2013 году или демонтировать около 13 тыс. конструкций, а введенный губернатором мораторий на демонтаж с условием оплаты размещения рекламных конструкций в бюджет без договоров является незаконным. "Проводить торги перед введением обязательных требований ГОСТа — значит загонять бизнес в неправовое поле",— отмечает глава петербургского комитета по печати Сергей Серезлеев, предположив, что его ведомство оспорит предписание УФАС. "Ситуация критичная, и мы надеемся докричаться до правительства",— заявил "Ъ" глава петербургского представительства Russ Outdoor Владимир Рябовол. По его словам, в Москве более остро стоит финансовый вопрос: не все компании в условиях падения рынка в состоянии выполнить свои обязательства и внести до конца года очередной платеж по условиям выигранного ими до кризиса аукциона.
Источник: Коммерсант.ru