За информацию о способах обойти блокировку сайта будут штрафовать


Offtop | 16 Марта 2016 09:37

За информацию о способах обойти блокировку сайта будут штрафовать
Источник: РБК
Роскомнадзор дополнил поправки в закон «Об информации...»: «зеркала» предложено приравнять к заблокированным сайтам, а за пропаганду средств обхода блокировки — ввести штрафы

Против «зеркал»

Роскомнадзор и рабочая группа правообладателей подготовили новые поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс об административных правонарушениях (текст поправок есть в распоряжении РБК). 17 марта Роскомнадзор обсудит законопроект с крупнейшими интернет-площадками рунета, после чего документ будет направлен в орган власти с правом законодательной инициативы, например, Минкомсвязи, рассказал РБК пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

Законопроект определяет, что именно считать «зеркалом», и позволяет потребовать правообладателю в суде блокировки не только основного сайта-«пирата», но и всех сопутствующих ему «зеркал». ​«Зеркал» предложено считать «производный сайт», который имеет сходные наименование и контент, а также синхронизирован с исходным сайтом, даже в том случае, если информация на «зеркале» переведена на другой язык.

Ограничить способность «плодить зеркала» глава Роскомнадзора Александр Жаров потребовал после истории с торрент-трекером RuTracker.org: он «пожизненно заблокирован» на территории России с конца января, но администраторы RuTracker купили около ста доменов, на которых планируют размещать копии ресурса.

Поправки также предусматривают штрафы для тех, про «пропагандирует» различные способы доступа к «забаненным» по решению суда страницам и ресурсам. В феврале с такой инициативой выступала Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ, входит в рабочую группу при Роскомнадзоре). Штрафы для «пропагандистов» предложены в размере от 3-5 тыс. руб. для должностных лиц до 50-100 тыс. руб. для юрлиц.​

За распространение информации об анонимайзерах (технические средства и программы, которые позволяют скрыть географическое месторасположение пользователя) и других способах обхода блокировок в интернете уже пострадал сайт «Роскомсвободы», которая специализируется на защите прав интернет-пользователей. В начале февраля этот сайт был внесен в реестр запрещенных решением Анапского городского суда. «Роскомсвободе» удалось выйти из-под санкций после публикации официального ответа Минкомсвязи: министерство объяснило, что ​​использование анонимайзеров и прокси-серверов не запрещено действующим законодательством.

Юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян в разговоре с РБК отметил, что удивлен теми мерами, которые правообладатели предлагают для борьбы с пиратством, демонстрируя «полное непонимание того, как функционирует сеть».

Данная мера не будет работать, считает Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова: если понимать поправки буквально, то в категорию «пропаганды» могут попасть многие безобидные статьи, в которых упоминаются те или иные технические средства.

Новые штрафы

Законопроект обязывает интернет-поисковики прекращать выдачу ссылок на ресурсы, на которых, согласно решению суда, содержится пиратский контент. В «Яндексе» отказались от комментариев, отметив, что представитель компании примет участие в обсуждении проекта на площадке Роскомнадзора.

Российский поисковик в отличие от Google (соблюдает действующий с 1998 года американский закон Digital Millenium Copirate Act) не удаляет из поисковой выдачи ссылки, ведущие на сайты, к которым правообладатели предъявляют претензии. «Действующее в России законодательство и так предоставляет правообладателям беспрецедентные возможности по блокированию контента», — отмечала в разговоре с РБК пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова.

Для защиты прав в интернете «Яндекс» рекомендует правообладателям обращаться напрямую к хостинг-провайдерам: если нелегальный контент пропадет с сайта, то ссылка на него исчезнет и из поиска, объясняли в компании.

В законопроекте Роскомнадзора предлагается штрафовать операторов связи на сумму до 100 тыс. руб. за отказ ограничивать доступ к страницам в интернете по требованию ведомства. Если оператор откажется блокировать доступ в течение суток, штраф для должностных лиц составит 3-5 тыс. руб., для предпринимателей, работающих без образования юридического лица, — 10-30 тыс. руб., для юридических лиц — 50-100 тыс. руб. Аналогичные штрафы будут грозить и в случае неисполнения требований по возобновлению доступа к ранее заблокированной информации.

«Обязанность осуществить блокировку предусмотрена действующим законодательством, поэтому установление ответственности за несоблюдение закона — логичный шаг законодателя», — считает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Однако правоприменительная практика только формируется, поэтому штрафы должны быть небольшими, считает она.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников сообщил, что компании ничего не известно про законопроект, но отметил, что у МТС «налажено четкое взаимодействие с Роскомнадзором в рамках процедур по ограничению и возобновлению доступа к информации в интернете» и оператор исполняет все предписания регулятора в срок.

Левова считает, что Роскомнадзор и правообладатели намеренно толкают операторов к избыточному ограничению сайтов в рунете. По ее оценке, сегодня операторы технически способны обеспечить блокировку 80-85% ресурсов. Чтобы этот показатель вырос, придется переходить на блокировку по IP-адресам, что затронет еще больше ресурсов, не причастных к нарушениям.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама