Брендализм – вызов обществу потребления: «Тебя заставляют ездить на новых машинах, носить модную одежду и покупать навороченный смартфон»
Статья английской газеты «Independent» об уличном художнике, писавшем стихотворные строчки поверх рекламных биллбордов, вызвала живой интерес аудитории и инициировала живую дискуссию в соцсетях
Среди комментариев читателей встречались такие: «Мне очень нравится такой умный ответ на засилие рекламы. Кто-нибудь нас спросил? Может мы не хотим сталкиваться с рекламой по улице. Да ладно сталкиваться, она буквально заполонила все вокруг». Или такие: «Ур-а-а-а! Теперь каждый должен написать что-то подобное на ближайшем рекламном биллборде».
Абсолютно неизвестный шотландский художник и поэт Роберт Монтгомери задел чувствительную струнку в душе читателей газеты с почти 200-тысячным ежедневным тиражом и…проснулся знаменитым.
Его антиреклама появлялась ночью и эксплуатировала только черно-белую палитру. Творчество художника-энтузиаста полностью закрывало оригинальную рекламную картинку или делало ее нечитаемой.
Так Монтгомери дал начало новому художественному течению – «брендализм» или вандализм, объектом которого всегда является реклама.
К движению примкнули в Великобритании, Австралии и США. Как и любое уличное искусство, брендализм нелегален. Теперь, правда, вместо заборов и стен уличные художники используют в качестве художественного пространства пресловутые «3 на 6», ранее призывавшие покупать продукты из последнего каталога, скажем, L’Oreal.
26 художников, включая самого Монтгомери, реализовали первую в мире антирекламную кампанию, захватив под свои нужды 35 билбордов в Лидсе, Манчестере, Бирмингеме, Бристоле и Лондоне. Они «бросают вызов деструктивному воздействию рекламной индустрии и обществу потребления, консьюмеризму, извратившему человеческое тело и поразившему душу». Да, участники кампании еще заявили о причастности к прошлогодним молодежным бунтам.
Билл Постерс, ставший известным после нетрадиционного прочтения рекламы Nike, где сжимающий полные сумки для покупок Уэйн Руни призывает «Просто разграбь это» (Just Loot It) говорит: «Рекламная индустрия давит на свободного человека, пытаясь манипулировать его желаниями и потребностями. Тебя заставляют ездить на новых машинах, носить модную одежду и покупать навороченный смартфон. Напряжение достигло максимума и молодежь вышла на улицы, чтобы сказать, что она действительно хочет!»
«Мы как лабораторные крысы для маркетологов, которые эксплуатируют наши страхи и неуверенность. Они конвертируют ее в деньги корпораций через консьюмеризм. Занимая рекламные биллборды, мы возвращаем городу и людям захваченное пространство. Если в бразильском Сан-Паоло смогли запретить наружную рекламу, почему мы не сможем?», - возмущается Постерс.