Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя
Отличительная черта российского управленца — частая смена должностей и компаний: каждые два-три года он переходит на новое место
Образ среднего топ-менеджера, составленный на основе данных за десять лет, получился вполне ожидаемым: это молодой женатый мужчина, который учился в техническом вузе и получил второе экономическое или бизнес-образование. От западного коллеги его отличают амбициозность, желание рисковать и надежда на скорое повышение.
Отличительная черта российского управленца — частая смена должностей и компаний: каждые два-три года он переходит на новое место. «Российский топ-менеджер делает намного больше внешних перемещений по сравнению с руководителями из западных стран, часто меняет работу», — говорит один из авторов исследования, сотрудник лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев.
Большинство руководителей предпочитают внешние перемещения — до кризиса так меняли работу 65% управленцев. Правда, падение российской экономики внесло свои коррективы: в 2008—2009 годах искать счастья в других компаниях решались чуть более половины топ-менеджеров.
Одна из причин частой смены компаний в том, что российский работодатель не умеет выстраивать карьерную лестницу в фирме. «Российские топ-менеджеры чаще переходят на новое место в другой компании, чем занимают более высокую должность в своей компании», — говорит г-н Солнцев.
С другой стороны, рынок труда в нулевые развивался динамично, поэтому и среди руководителей была высокая мобильность. «Для российского рынка более стандартной является ситуация достижения топовой позиции за счет перехода на новое место работы с новыми проектами», — считает партнер «Агентства Контакт» Юлия Забазарных.
Смелее, моложе, агрессивнее
По данным ВШЭ, примерно половине российских менеджеров от 30 до 40 лет. Это нормальный возраст для управленца, считает г-жа Забазарных. «В младшем возрасте человек еще не имеет достаточного управленческого опыта, специалисты же старше 45 лет зачастую имеют советскую закалку, стиль работы, сформировавшийся в 90-е годы, и не всем удается адаптироваться в условиях современного ведения бизнеса», — говорит она.
Российские топы значительно моложе западных коллег: в среднем разница около десяти лет, говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец. Типичный управленец продолжает молодеть: в связи с развитием интернет-бизнеса дорога к вершине оказывается короче. «Уже не вызывает удивления молодой человек 25—27 лет, имеющий за плечами крепкий фундамент успешного управленца», — говорит г-н Вировец.
Отличается не только возраст, но и подход к ведению бизнеса: типичный топ-менеджер отличается «более рискованным и авантюрным мышлением и более развитыми навыками управления компанией в сложных, кризисных ситуациях», — говорит Юрий Вировец. «По сравнению с Европой или Америкой, где средний возраст топ-менеджера составляет от 45 до 60 лет, бизнес в России является более молодым и агрессивным», — согласна г-жа Забазарных.
Неженская доля
У типичного топ-менеджера не женское лицо — 84% всех высших должностей занимают мужчины. До кризиса была тенденция к росту числа женщин в руководстве: за восемь лет доля прекрасного пола выросла с 8 до 23%; после кризиса же упала до 20%. Женщины-руководители обычно обладают экономическим образованием и реже уходят из компаний.
Среди гендиректоров почти нет женщин, только 5—7%, говорит директор по продажам Kelly Services CIS Наталья Курантова, зато среди топ-менеджеров соотношение примерно одинаковое. Директора по продажам, по маркетингу, финансам — все это сегодня вполне женские профессии. И даже в такой исконно мужской вотчине, как логистика, можно встретить женщину на руководящей позиции.
Соотношение женщин и мужчин на топовых позициях зависит от сферы деятельности, считает гендиректор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. «В маркетинге топ-менеджеров женского и мужского полов приблизительно поровну, в управлении персоналом женщин подавляющее большинство, а в продажах и финансах мужчин заметно больше», — говорит он. Женщине-руководителю приходится жертвовать частной жизнью. «Если мужчина-топ-менеджер — это практически всегда женатый человек, то женщины-руководители часто не имеют семьи. Увы, но карьера иногда заставляет приносить в жертву личную жизнь», — говорит г-жа Курантова.
Экспатам здесь не место
Экспаты не прижились в российских компаниях: по данным
исследования, только около 13% топовых мест занимают иностранцы, причем, как
правило, работают они в иностранных компаниях. Мода на экспатов проходит,
считает г-жа Курантова. Экспаты — дорогое удовольствие, а выбор появился и на
рынке отечественных руководителей. Сейчас иностранцев можно встретить в
основном в транснациональных или зарубежных компаниях, где традиционно отдают
предпочтение «своим».
Публичные компании и крупные банки предпочитают выбирать иностранцев на
должность финансовых директоров, говорит президент рекрутингового портала
Superjob.ru Алексей Захаров. У них есть опыт работы с зарубежными рынками, на
которых компания-работодатель присутствует или на которые планирует выходить.
Но для работодателя важен не паспорт, а навыки управленца: хороший
специалист-россиянин с дипломом MBA и опытом будет котироваться не меньше. «Но
на рынке таких специалистов с качественным российским и зарубежным опытом
крайне мало», — считает г-н Захаров.
«Западные руководители более осторожны и меньше рискуют», — говорит г-жа Забазарная. Экспат вряд ли согласится на участие в проекте с высокими рисками. С другой стороны, российские топы амбициознее — по словам г-жи Забазарной, «они стремятся ускорить рост по карьерной лестнице и хотят сразу видеть эффект от своей работы». «Западные руководители более мягкие, им нужен определенный разбег для понимания российской специфики, — считает г-жа Курантова. — С другой стороны, им легче предвидеть развитие бизнеса, привнести западные практики, которые у нас еще не используются».
Источник: РБК Daily