Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя


Offtop | 23 Марта 2011 07:29 | 2

Отличительная черта российского управленца — частая смена должностей и компаний: каждые два-три года он переходит на новое место

Образ среднего топ-менеджера, составленный на основе данных за десять лет, получился вполне ожидаемым: это молодой женатый мужчина, который учился в техническом вузе и получил второе экономическое или бизнес-образование. От западного коллеги его отличают амбициозность, желание рисковать и надежда на скорое повышение.

Отличительная черта российского управленца — частая смена должностей и компаний: каждые два-три года он переходит на новое место. «Российский топ-менеджер делает намного больше внешних перемещений по сравнению с руководителями из западных стран, часто меняет работу», — говорит один из авторов исследования, сотрудник лаборатории исследований рынка труда Высшей школы экономики Сергей Солнцев.

Большинство руководителей пред­почитают внешние перемещения — до кризиса так меняли работу 65% управленцев. Правда, падение российской экономики внесло свои коррективы: в 2008—2009 годах искать счастья в других компаниях решались чуть более половины топ-менеджеров.

Одна из причин частой смены компаний в том, что российский работодатель не умеет выстраивать карьерную лестницу в фирме. «Российские топ-менеджеры чаще переходят на новое место в другой компании, чем занимают более высокую должность в своей компании», — говорит г-н Солнцев.

С другой стороны, рынок труда в нулевые развивался динамично, поэтому и среди руководителей была высокая мобильность. «Для российского рынка более стандартной является ситуация достижения топовой позиции за счет перехода на новое место работы с новыми проектами», — считает партнер «Агентства Контакт» Юлия Забазарных.

Смелее, моложе, агрессивнее

По данным ВШЭ, примерно половине российских менеджеров от 30 до 40 лет. Это нормальный возраст для управленца, считает г-жа Забазарных. «В младшем возрасте человек еще не имеет достаточного управленческого опыта, специалисты же старше 45 лет зачастую имеют советскую закалку, стиль работы, сформировавшийся в 90-е годы, и не всем удается адаптироваться в условиях современного ведения бизнеса», — говорит она.

Российские топы значительно моложе западных коллег: в среднем разница около десяти лет, говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец. Типичный управленец продолжает молодеть: в связи с развитием интернет-бизнеса дорога к вершине оказывается короче. «Уже не вызывает удивления молодой человек 25—27 лет, имеющий за плечами крепкий фундамент успешного управленца», — говорит г-н Вировец.

Отличается не только возраст, но и подход к ведению бизнеса: типичный топ-менеджер отличается «более рискованным и авантюрным мышлением и более развитыми навыками управления компанией в сложных, кризисных ситуациях», — говорит Юрий Вировец. «По сравнению с Европой или Америкой, где средний возраст топ-менеджера составляет от 45 до 60 лет, бизнес в России является более молодым и агрессивным», — согласна г-жа Забазарных.

Неженская доля

У типичного топ-менеджера не женское лицо — 84% всех высших должностей занимают мужчины. До кризиса была тенденция к росту числа женщин в руководстве: за восемь лет доля прекрасного пола выросла с 8 до 23%; после кризиса же упала до 20%. Женщины-руководители обычно обладают экономическим образованием и реже уходят из компаний.

Среди гендиректоров почти нет женщин, только 5—7%, говорит директор по продажам Kelly Services CIS Наталья Курантова, зато среди топ-менеджеров соотношение примерно одинаковое. Директора по продажам, по маркетингу, финансам — все это сегодня вполне женские профессии. И даже в такой исконно мужской вотчине, как логистика, можно встретить женщину на руководящей позиции.

Соотношение женщин и мужчин на топовых позициях зависит от сферы деятельности, считает гендиректор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. «В маркетинге топ-менеджеров женского и мужского полов приблизительно поровну, в управлении персоналом женщин подавляющее большинство, а в продажах и финансах мужчин заметно больше», — говорит он. Женщине-руководителю приходится жертвовать частной жизнью. «Если мужчина-топ-менеджер — это практически всегда женатый человек, то женщины-руководители часто не имеют семьи. Увы, но карьера иногда заставляет приносить в жертву личную жизнь», — говорит г-жа Курантова.

Экспатам здесь не место

Экспаты не прижились в россий­ских компаниях: по данным исследования, только около 13% топовых мест занимают иностранцы, причем, как правило, работают они в иностранных компаниях. Мода на экспатов проходит, считает г-жа Курантова. Экспаты — дорогое удовольствие, а выбор появился и на рынке отечественных руководителей. Сейчас иностранцев можно встретить в основном в транснациональных или зарубежных компаниях, где традиционно отдают предпочтение «своим».
Публичные компании и крупные банки предпочитают выбирать иностранцев на должность финансовых директоров, говорит президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. У них есть опыт работы с зарубежными рынками, на которых компания-работодатель присутствует или на которые планирует выходить. Но для работодателя важен не паспорт, а навыки управленца: хороший специалист-россиянин с дипломом MBA и опытом будет котироваться не меньше. «Но на рынке таких специалистов с каче­ственным российским и зарубежным опытом крайне мало», — считает г-н Захаров.

«Западные руководители более осторожны и меньше рискуют», — говорит г-жа Забазарная. Экспат вряд ли согласится на участие в проекте с высокими рисками. С другой стороны, российские топы амбициознее — по словам г-жи Забазарной, «они стремятся ускорить рост по карьерной лестнице и хотят сразу видеть эффект от своей работы». «Западные руководители более мягкие, им нужен определенный разбег для понимания российской специфики, — считает г-жа Курантова. — С другой стороны, им легче предвидеть развитие бизнеса, привнести западные практики, которые у нас еще не используются».

Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя

Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя

Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя

Ученые нарисовали портрет типичного российского руководителя

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: РБК Daily

последние новости

Комментарии

рубака-парень | 23.03.2011, 10:24
Волк какой-то получился.
Anonymous | 23.03.2011, 17:31
ИМХО в большинстве случаев такой и есть.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама