06 Мая 2010 | 11:52

Дума Москвы приняла Генплан на ближайшие 15 лет

Москва получила генеральный план развития города до 2025 года. Не обращая внимания на многочисленные протесты, Мосгордума приняла его в окончательном, третьем чтении

Картинка Дума Москвы приняла Генплан на ближайшие 15 лет

В среду столичный парламент принял в окончательном, третьем чтении закон «О Генеральном плане города Москвы». Как рассказал на заседании глава Москомархитектуры Александр Кузьмин, после принятия документа во втором чтении в марте нынешнего года к нему поступило 609 поправок. Он разделил их на системные и уточняющие. Среди «системных» поправок, вошедших в окончательную редакцию закона, обязанность Мосгордумы ежеквартально рассматривать генплан на предмет внесения в него продиктованных жизнью изменений (изначально предполагалось, что генплан будет актуализироваться лишь раз в 6 лет). Речь идет, в частности, о переименовании улиц, выявлении памятников истории и культуры и уточнении границ между Москвой и областью.

Чтобы уйти от раздражающего горожан понятия «общественно-деловые функции на природной территории», было принято решение расшифровывать его, уточняя каждый раз назначение этих территорий: культурное, спортивное или общественное. «Например, Палеонтологический музей на Профсоюзной улице может развиваться только как культурный объект, а горнолыжный склон на Севастопольском проспекте — как спортивный, никаких деловых функций здесь нет», — пояснил главный архитектор. Кроме того, напомнил он, к третьему чтению генплана в нем были значительно расширены зоны стабилизации и границы природных территорий. «Благодаря вашей позиции мы более тщательно исправили всю графику по территории города, — обратился Кузьмин к депутатам. — И теперь имеем готовый к утверждению документ».

Председатель думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов с удовлетворением отметил, что прокуратура Москвы на этот раз не выявила в документе коррупциогенных норм.
«Хотя внешние критики Генплана говорят, что Москва — это некая «грядка» и здесь процветает коррупция, прокуратура этого не выявляет», — заявил он. И, памятуя о 609 поправках, предложил коллегам не рассматривать отдельно каждое из отклоненных предложений, а проголосовать в целом. «Генплан — сложный баланс разных интересов, — заявил он. — В городе много чего не хватает — жилья, детских садов, поликлиник. Все это надо строить, но и сохранять зелень тоже надо, и в инвестиционных ресурсах мы нуждаемся. Поэтому давайте остановимся на достигнутом компромиссе». После этого все присутствовавшие на заседании единороссы дружно сняли свои поправки.

Однако председатель фракции КПРФ Андрей Клычков заявил, что большинство его поправок предложено жителями города, и настоял на их рассмотрении. Последующие несколько часов заседания выглядели так: Клычков зачитывал свою поправку, Кузьмин объяснял, почему он ее не поддерживает, депутаты нажимали на кнопку «против». Менялось лишь число голосующих: депутаты по очереди выходили из зала заседаний прогуляться. В среднем из зарегистрировавшихся на начало заседания 30 депутатов голосовало менее 20. Впрочем, этого вполне хватало, чтобы блокировать поправки оппозиции.

Ближе к обеду нервы не привыкших к продолжительным обсуждениям народных избранников начали сдавать. «У нас сегодня театр одного актера, — возмутился заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Селиверстов. — Мы что, обязаны это все делать?!»
А депутат Сергей Гончаров высказался в том духе, что до сих пор ему были известны лишь два артиста в составе Мосгордумы (профессионалы Николай Губенко и Евгений Герасимов), теперь вот «достоин уважения как артист» еще и Клычков. «Это не театр, мы работаем в рамках регламента Мосгордумы», — поставил на место забывшихся коллег спикер Владимир Платонов. Заседание по генплану вообще стоило спикеру нервов: ему приходилось постоянно звенеть в колокольчик и призывать утомленных не интересным для них вопросом депутатов к порядку.

Между тем «актерство» Клычкова имело определенный успех: ему удалось убедить Кузьмина согласиться с несколькими своими поправками. Например, были исключены из общественной зоны и отнесены к зоне жилой застройки несколько кварталов добротных жилых домов в разных районах города. Кроме того, обнаружился ряд ошибок, принципиальных для жителей конкретных микрорайонов. Так, оказалось, что в районе Калошино сотрудники Москомархитектуры нечаянно «потеряли» физкультурно-оздоровительный комплекс. После того как Кузьмин соглашался с поправкой, голосование показывало ее 100% поддержку депутатами.

Впрочем, гораздо большее число поправок было отклонено. В частности, городские власти оказались беспомощны перед своими обязательствами перед инвесторами.
Так, несмотря на то что горожанам было обещано ничего не строить возле памятника регионального значения — южного вестибюля станции метро «Университет», эта территория оказалась в зоне капитального строительства «общественно-делового назначения». «Да, были предложения здесь не строить, но после слушаний пришел инвестор и спросил, почему я страдаю, — признался Платонов. — Кроме того, выяснилось, что инвестор много чего учел. И будут новые публичные слушания — все будет по закону, честно и справедливо».

О невозможности «по морально-этическим соображениям отменять то, что всеми согласовано», постоянно говорил и Кузьмин. Жертвой обязательств перед инвестором стала и Хитровская площадь. В отличие от общественности, считающей памятником саму площадь, чиновники называют ее «достопримечательным местом», нуждающимся в развитии. И напоминают, что инвестор уже построил новое здание для находившегося на площади техникума. «Мы не можем отменить заключенный инвестконтракт, — заявил Москвин-Тарханов. — Мы заложники ранее принятых решений».

Моральный долг перед инвесторами, пошедшими на такую жертву, как снижение этажности, заставляет городские власти отдавать под «традиционную» жилую застройку и территорию возле храма Вознесения в Кадашах. Не могут столичные власти диктовать условия и федеральным структурам. В итоге жители Дорогомилово могут лишиться единственного в районе стадиона «Метеор», являющегося федеральной собственностью.

Дойдя до последней поправки, депутаты облегченно вздохнули и проголосовали за генплан в целом. «Против» голосовали только коммунисты, назвавшие документ «сырым, недоработанным» и заточенным на реализацию планов отдельных инвесторов. Но это уже не могло испортить праздника. Депутаты-единороссы и чиновники поздравляли друг друга и благодарили за проведенную огромную работу.

«Генплан учитывает интересы большинства жителей столицы, — подытожил депутат Виктор Кругляков. — Единым мнение быть не может. А наши оппоненты опираются на мнение меньшинства».

Между тем недовольное генпланом «меньшинство» в лице представителей движения «Московский совет» и коалиции в защиту Пушкинской площади попытались провести у здания Мосгордумы перед началом заседания флеш-моб. По мнению «Моссовета», документ представляет собой проект, сделанный в интересах столичного строительного комплекса, и противоречит интересам жителей столицы, а большинство их замечаний, направленных в рамках публичных слушаний по проектам генплана и ПЗЗ, было проигнорировано. Участники акции развернули плакат «Генплан — на переработку!» и подняли черные листы бумаги, символизирующие «черную метку» для депутатов Мосгордумы. Спустя несколько минут акция закончилась традиционным задержанием активистов.

Не разделяет восторгов по поводу генплана и куда более официальная, чем «Моссовет», структура — Общественная палата РФ. Члены палаты назвали документ «смертным приговором» городу: согласно проекту весь центр столицы становится зоной строительства культурно-офисных объектов. При этом не предлагается решения наболевших проблем — транспортной, экологической, охраны культурного наследия, движения к современному и комфортному образу жизни горожан.

Впрочем, уже месяц, как московские власти с Общественной палатой не дружат и ждут извинений за разразившийся 9 апреля скандал. Во время проходившего в палате открытого обсуждения генплана выступления Платонова и Кузьмина несколько раз прерывались выкриками, звучали слова «позор!», а после слов члена ОП Марата Гельмана «для нас исторический центр Москвы — это любовь, а для Лужкова — овощная грядка, с которой нужно собрать больше урожая», а также обвинений в «жадности и безразличии» московские чиновники в знак протеста вышли из зала.

Зато московский генплан признан на международном уровне.
В понедельник делегация московских властей во главе с Юрием Лужковым отправилась в Венесуэлу для разработки генерального плана развития столицы страны — Каракаса. Ранее там побывали столичные архитекторы, отметившие, что схема строительства в городе полностью отсутствует, а какое-либо подобие генплана в Венесуэле применялось «только в колониальную эпоху».

Впрочем, по мнению профессора Московского архитектурного института и члена Общественной палаты Вячеслава Глазычева, в практическую плоскость контакты московских властей в Каракасе вряд ли перейдут. «Думаю, Чавесу крайне импонирует авторитарный стиль взаимодействия московских чиновников с горожанами, но на уровне профессионалов «богатый опыт Москвы» вызовет, разумеется, некоторую иронию, потому что рядом есть прекрасный бразильский опыт — город Куритиба, который делается совсем в другой логике — логике согласования реальных интересов жителей, — считает эксперт. — Может быть, НИИ генплана получит симпатичный заказ, за который, скорее всего, и не заплатят, как это часто бывает».

Источник: Gazeta.ru

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.