Пять самых востребованных профессий после кризиса для молодых специалистов
Этим летом российские вузы окончат 1,5 миллиона человек. «Труд» выяснил, кто из них сможет быстрее найти хорошую работу по специальности
Безусловно, пальму первенства можно отдать специалистам в IT-сфере — программистам, тестировщикам, архитекторам и руководителям проектов в сфере разработки программ и программного обеспечения.
Программисты
Больше всего повезет тем молодым выпускникам-программистам, которые помимо диплома вуза обладают еще и заветными корочками о стажировке или прохождении курсов в крупных IT-компаниях. Будущему специалисту также не помешает владение дополнительными языками программирования. Например, Java или С++. При этом опыт работы далеко не всегда имеет значение, главное — знания и конкретные навыки. Во многих компаниях обязательным требованием является знание технического английского, так как придется общаться на нем с зарубежными коллегами или, возможно, ехать на стажировку за границу.
Минимальная зарплата для программистов в Москве — от 30 тысяч рублей, но, как правило, они получают не менее 50 тысяч рублей в месяц.
Больше всего ценятся выпускники факультетов информатики крупных государственных вузов. Рекордсменами здесь являются факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, московский Физтех, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, факультет информатики и систем управления МГТУ им. Н. Э. Баумана.
«Я знаю пять человек с моего факультета, которых сразу после учебы пригласили на работу в США. Увы, они не просто поработали там над временными проектами, но и остались жить», — говорит Артем, который окончил «Бауманку» четыре года назад. Он работает в компании, которая занимается компьютерными играми и получает 80 тысяч рублей в месяц.
Кстати, вакансии игрового направления и разработка дополнительных развлекательных приложений для социальных сетей, продукции Apple (iPhone и iPod) и мобильных телефонов — это золотое дно. Количество вакансий в этой сфере будет только увеличиваться.
Инженеры на производстве
Лучшими производителями инженеров по праву считаются столичный МГТУ им. Н. Э. Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет. Но от столичных центров образования не отстают и региональные высшие учебные заведения. Так, по данным независимого рейтингового агентства в сфере высшего образования «РейтОР» (рейтинг образования бизнес-элиты), среди технических вузов выделяются Уральский государственный технический университет (УГТУ-УПИ), Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), Новосибирский государственный технический университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.
«В последние годы быть инженером было непрестижно, но сейчас это уходит. Сейчас такие специалисты, особенно на крупном производстве, например в нефтегазовой промышленности, получают хорошие деньги. Но отечественных инженеров катастрофически не хватает, многие компании даже вынуждены приглашать на работу экспатов», — комментирует Наталья Куркчи, партнер рекрутинговой компании Antal Russia.
«Для инженера главное — не только диплом, но и опыт работы. Даже из элитных вузов выпускники выходят неучами, и работодатели это знают. Многие компании предоставляют дополнительное обучение», — говорит Алексей, выпускник машиностроительного факультета МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Кроме того, как отмечают в самом вузе, вакансий для молодых специалистов не просто много. Некоторые работодатели даже предоставляют им служебные квартиры или общежитие, питание, страховку.
Экономисты и финансовые менеджеры
Многим кажется, что экономисты уже не нужны, а вузы выпустили их так много, что работы для них нет. На самом деле экономистов с корочками сомнительных высших учебных заведений действительно масса, а вот выпускников сильных экономических факультетов как было немного, так столько и осталось.
Выпускник по специальности «экономист» или «финансовый менеджмент» легко найдет работу в банке. Если у него нет опыта, то он может претендовать на должность кредитного специалиста, менеджера по работе с клиентами, кассира-операциониста или даже внутреннего аудитора.
Сейчас сотрудников ищут Сбербанк, ВТБ, Хоум Кредит энд Финанс Банк и «Русский стандарт». Если молодой специалист хочет претендовать на должность экономиста, то ему необходимо владеть программой 1С и знать основы бухгалтерского учета и учетного документооборота. Если же он хочет работать финансовым аналитиком, то должен уметь читать и понимать финансовые отчеты. Тем более что многие компании работают по международным стандартам финансовой отчетности.
Признанными центрами подготовки экономистов можно считать классические государственные вузы — МГУ, СПбГУ, УрГУ. Именно на экономфакультетах крупных областных вузов можно получить специальность «экономист». Финансовый менеджмент преподают или на экономфакультете, или на факультете менеджмента.
Сильных специалистов выпускают Финансовая академия при правительстве РФ, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.
Медики
В конце апреля этого года министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявила о нехватке врачей. По ее словам, сейчас в стране дефицит специалистов составляет 27%, или более 200 тысяч человек. И это еще не окончательные данные: полностью оценку кадровой системы ведомство планирует завершить к концу 2010 года.
Не хватает и узких специалистов, и терапевтов. Особенно нелегко приходится жителям небольших городов, расположенных недалеко от областных центров: врачи просто сбегают из районных поликлиник из-за низких зарплат и отсутствия перспектив.
Пополнят ли ряды людей в белых халатах выпускники медицинских институтов и академий? Нет.
Те, кто получил диплом в этом году, продолжат обучение в больницах, поликлиниках или научно-исследовательских центрах.
«Ты отучился 6 лет — и вообще никто. Даже терапевтом работать не можешь. Так же, как и медбратом, и медсестрой или фельдшером на „скорой“.
Разве что медицинским представителем в фармацевтической компании», — жалуется студент столичного медицинского института Андрей Завиров.
Дело в том, что врачи действительно учатся 6 лет, а потом идут в интернатуру (1 год, ее обычно выбирают будущие терапевты), ординатуру (2 года, выбор хирургов, урологов, офтальмологов и прочих узких специалистов). Аспирантуру, то есть 3 года дополнительной учебы, выбирают будущие научные деятели в области медицины.
Андрей Завиров выбрал для себя ординатуру по неврологии.
Таким образом, в этом году на рынок труда выйдут те, кто поступал в вузы в 2002–2003 годах, а именно около 150 тысяч человек.
Некоторые из них и дальше продолжат обучение. Например, будут получать дополнительные сертификаты для проведения исследований и операций на современном оборудовании. Остальным же работы хватит с лихвой. Вот только трудоустроиться в Москве и Санкт-Петербурге будет чуть сложнее, чем в Ярославле или Туле. Все потому, что в каждой из столиц находится не один, а сразу несколько вузов. Причем есть и узкоспециализированные: в Москве — стоматологический, а в Санкт-Петербурге — педиатрический. Понятно, что и конкуренция здесь будет выше.
Маркетологи и социологи
Получать специальность маркетолога лучше всего в Москве или Санкт-Петербурге, где расположены старейшие факультеты, выпускающие таких специалистов. Кроме того, здесь есть компании, где можно пройти насыщенную и полезную практику. В таких вузах, как МГУ и СПбГУ, Финансовая академия, РЭА им. Г. В. Плеханова, Высшая школа экономики, преподают специалисты-практики, которые учились в лучших европейских и американских вузах и имеют собственные публикации и книги.
А вот получать профессию социолога можно в классическом вузе — УрГУ, Южно-Уральском, Воронежском, Пермском и Кубанском университетах.
И маркетологи, и социологи достаточно сильно пострадали во время кризиса — многие компании сокращали целые маркетинговые отделы, отдавая рекламу и исследования на аутсорсинг. Сейчас они набирают сотрудников вновь.
Маркетологи и социологи вновь стали востребованы по нескольким причинам.
«Высокая конкуренция между компаниями перешла из ценовой в маркетинговую. Просто снизить цены, чтобы реализовать продукт или услуги, недостаточно», — уверена Наталья Куркчи. Она отмечает, что сейчас особенно активно развиваются компании, производящие товары повседневного использования или электронику и бытовую технику: мобильные телефоны, плееры, аксессуары для них.
Чтобы продвигать свою продукцию, ассортимент которой постоянно меняется и пополняется, им нужны новые рекламные стратегии и маркетинговые кампании. И молодые специалисты уже владеют знаниями, необходимыми для успешного бизнеса: в вузах стали обучать и современным программам для маркетинговых исследований, и методикам социологических и маркетинговых исследований.
Источник: Труд