По данным Росстата, потребительская корзина в июле подорожала на 0,6%. Даже в докризисном июле 2008 г. инфляция была меньше (0,5%).
По всем экономическим законам в период кризиса ценам положено снижаться. Так и происходит в других странах: к примеру, в США за последние 12 месяцев потребительская корзина подешевела на 1,4%.
В России вдобавок к экономическому спаду на снижение цен должна была бы работать еще и девальвация рубля. Но нет — за полгода цены, например, на плодоовощную продукцию (которая главным образом производится внутри страны) в долларах выросли на 22% против 17% годом ранее.
Вопреки всякой логике, ускорился рост цен на фрукты и овощи, хотя в июле они обычно снижаются благодаря появлению на рынке нового урожая. Дорожают коммунальные услуги, электроснабжение, транспорт, сезонные услуги туризма. А рост цен на одежду, обувь и электротовары за семь месяцев вообще превышает прошлогодние темпы в 1,2-3 раза. Почему бизнесмены продолжают повышать цены, а потребители — безропотно платить? Почему падение спроса не приводит к снижению цен, как во всем мире?
Дело в том, что в отличие от своих зарубежных коллег отечественные предприниматели оказались морально не готовы поступиться собственной маржей. Производители и торговцы продолжают заботиться о поддержании рентабельности даже ценой сворачивания производства и продаж. Снижение цены воспринимается как поражение и признак слабости. Даже те, кто получил фору по издержкам благодаря девальвации, стремятся урвать побольше, повысив цены на свою продукцию. Так, например, поступили отечественные производители продовольствия, которые подгоняли цены под подорожавший из-за девальвации импорт.
Интересно, сколько экономических кризисов еще должно случиться в стране и сколько поколений предпринимателей смениться, чтобы в разгар лета у нас не дорожали лук и картошка?