Коворкинг-центры - актуальный тренд кризисных времен


Offtop | 17 Июля 2009 11:12

Коворкинг-центры - актуальный тренд кризисных времен
Коворкинг-центры могут стать альтернативой привычным офисным комплексам: места здесь снимают микрокомпании, которым невыгодно иметь отдельное помещение, и состоятельные одиночки, которым неудобно работать дома.

Уже четыре месяца директор по развитию бизнеса компании «Новые цифровые проекты» Петр Татищев арендует рабочее место в коворкинг-центре «МикроОфис» на улице Бутлерова. «Полноценный офис компании не очень нужен, поскольку нас, сотрудников, всего трое; один обязательно где-нибудь у клиента, а работаем мы со странами СНГ», — рассказывает он. — «В отличие от коллег мне дома работать не удается: дети, домашние дела, кухня, холодильник — все это не способствует работе». Пока офисные центры испытывают всё большие проблемы со сдачей площадей в аренду (так, по словам зам­руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Лады Белайчук, большая часть офисных зданий, построенных в 2008-2009 годах, будет пустовать ближайшие три-четыре года), число коворкинг-центров, по словам участников этого рынка, в последние месяцы стало увеличиваться.

Их открывают и те, кто хочет сдать часть площадей, арендованных для себя, и те, у кого есть основной бизнес, не связанный с недвижимостью. А в качестве арендаторов все чаще выступают микрокомпании, которым невыгодно снимать отдельный офис, но нужно место для сосредоточенной работы и переговоров.

В Communist Loft уничтожили существовавший «евро­ремонт»: убрали фальшполы, открыли кирпичные сводчатые потолки, нарисовали на стенах забавные картинки

Своевременная идея

«Еще полгода назад, когда мы заканчивали подготовку площадки коворкинга Communist Loft, по поиску на слова “аренда рабочих мест” почти ничего не находилось», — говорит руководитель этого проекта Игорь Бевзенко. — «Теперь же на “Яндекс. Директ” обнаруживается масса предложений». Правда, они сильно разнятся: есть небольшие каморки в бизнес-центрах класса С, а есть более приятные места в новых офисах или в старинных промышленных зданиях.

Communist Loft создан компаниями Clayborn Creative Consulting и S. A. Ricci King Sturge, одно из основных направлений работы которых — бренд-девелопмент и коммуникационные стратегии для объектов коммерческой недвижимости. Энтузиасты идут по пути организатора первого российского коворкинг-центра — екатеринбургской «Башни», которую весной 2008 года открыл Алексей Глазков из бизнес-лаборатории «Инк».

А вот «Co-Working № 1», один из немногих расположенных в центре города, организован супружеской парой риелтеров, пересдающих часть своего офиса. Из сорока мест заняты в среднем двадцать, но это позволяет, по крайней мере, не терять деньги (стоимость рабочего места 6000 рублей в месяц). На сайте office.munga.ru, анонсирующем коворкинг-центры, есть и объявление о поиске соседей от издательской группы «Астарта». «Мы рассчитываем на оптимизацию расходов, на сегодня для нас это очень своевременная идея», — объясняет генеральный директор компании Сергей Титов.

А среди последних объявлений обнаружилось даже предложение от Mirax Group, что говорит об интересе к коворкингу и девелоперов, которых пугает пустота принадлежащих им офисных центров. Рабочие места сдаются в МФК «Башня “Федерация”». «Эта идея появилась в начале июня в ответ на изменившиеся рыночные условия», — рассказывает исполнительный директор управляющей компании “Башня Федерация Менеджмент” Ара Арамян. — «Наша услуга может заинтересовать всех тех, кому необходим престижный адрес “Федерации” — уникального, самого высокого в Европе комплекса: компании венчурного характера, предпочитающие инвестировать не в оборудование, а в развитие идей; региональные бизнесы, которые намереваются открывать представительства в Москве, но еще не приняли решение о целесообразности полноценного присутствия; фирмы, чей основной офис находится далеко от центра столицы (офис в “Федерации”, как правило, используется ими для встреч с клиентами); компании с активными международными связями; фрилансеры, которым нужна инфраструктура для встреч с заказчиками».

Никуда не денутся

Расчет Mirax Group именно на компании подтверждается опытом уже существующих коворкингов. «Фрилансеры к нам редко обращаются, так что центр периодически превращается в офис нескольких компаний», — говорит Александр Асонов, администратор первого московского коворкинга Co-Pie, открывшегося в октябре 2008 года. Основатель office.munga.ru Виталий Махинов объясняет это так: «В регионах в силу низкой арендной ставки собираются молодые и креативные. Как в “Башне”, в которой работают кто где может, вплоть до лестниц. А в столице аудитория коворкингов — состоятельные одиночки или небольшие компании, которым нужен красивый офис и нет смысла снимать его отдельно».

Один из самых именитых арендаторов в Communist Loft — рекламное агентство bazina.sass+. Оно было основано два года назад выходцами из рекламного агентства BBDO. С тех пор они успели поработать в офисе, разъехаться по домам ради экономии и вот уже месяц как арендуют четыре места для ключевых людей. В основе структуры агентства — система постоянных фрилансеров. «Работать удаленно оказалось неудобно, а тут нам нравится даже больше, чем в том престижном офисе, где мы начинали», — рассказывает стратегический директор компании Ульрих Засс. По его мнению, главным плюсом коворкинга является гибкость, с которой можно менять количество арендуемых мест. «Мы можем увеличить число сотрудников, реагируя на количество проектов, и не тесниться в маленьком офисе. Но нет предложений об аренде классического офиса меньше, чем на год», — объясняет креативный директор агентства Наталья Базина.

О том же говорит и управляющий партнер консалтинговой компании Business Management Technology Алексей Письмаров: «Количество наших сотрудников часто меняется. Раньше мы все время расширяли офис, тратили на это много денег. А теперь у нас есть основной офис на Можайском шоссе, а в коворкинге мы арендуем места по необходимости. Сейчас два, а в следующем месяце, скорее всего, понадобится пять», — рассказывает он. Ульрих Засс полагает, что данное удобство столь велико, что и по окончании кризиса интерес компаний к коворкингу не исчезнет.

 

За время существования коворкинг-центров их идеологи успели не только выработать стандарт, но и изобрести разновидности, отвечающие запросам разных арендаторов.

Для работающих родителей

В Cubes & Crayons в Сан-Франциско помимо обычных помещений есть также игровая комната, детские спальня и обеденная зона, а также няня. Если у родителей аврал, то для детей за дополнительную плату предусмотрена ночевка.

В доме на море

На коворкинг-вилле можно не только трудиться, но спать, пользоваться душем и т.д. «Дом Итака», который сейчас строится на Украине недалеко от Алушты, — как раз такого типа. Искать подобные предложения за пределами СНГ (они редко бывают постоянными) лучше на форумах коворкеров, в первую очередь на coworking.pbworks.com.

Блуждающий коворкинг

В рамках проекта SpareSpace голландское креативное агентство Nieuwe Garde предлагает коворкерам использовать временно пустующие магазины, офисы и другие пространства. Для удобства быстрого перемещения такого центра дизайнер Джек Брандсма спроектировал складные рабочие места.

Йога прилагается

Коворкинг-центр Soma Vida в Остине (США) расположен на территории фитнес-спа-центра. Вместо перекура тут можно заняться йогой или пилатесом — но, конечно, за дополнительную плату.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: friday.vedomosti.ru

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама