Власти Польши придумали новый налог на рекламу. СМИ объявили забастовку
Медиа предупреждают, что введение налога негативно скажется на отрасли
В среду несколько польских СМИ — телеканалов, радиостанций и онлайн-порталов — объявили забастовку. В знак протеста против нового налога они на один день прекратили работу и разместили на главных страницах сообщения «Раньше тут была ваша любимая программа» и «Медиа без выбора». К акции присоединились газета Gazeta Wyborcza, каналы Polsat и TVN, радиостанция Radio Zet, интернет-издание Interia и другие частные компании, сообщает Reuters.
Беспрецедентная забастовка (первая с 1989 г.) связана с планами властей ввести налог в размере от 2 до 15% от рекламной выручки СМИ — в зависимости от размера бизнеса. Gazeta Wyborcza заявила, что «обессиленные, обедневшие, экономически подавленные СМИ никогда не будут свободными» — вместо этого они будут обслуживать власти.
Критики утверждают, что Польша следует примеру Венгрии, где государство пытается усилить контроль над медиа. Власти страны неоднократно обвиняли иностранные компании в попытках повлиять на политическую обстановку.
Официально заявляется, что налог пойдет на финансирование здравоохранения и культуры, пострадавших от пандемии. Между тем СМИ сами потеряли значительную часть выручки из-за коронавируса. Рекламные доходы локальной прессы упали на 30–50%, более крупные издатели также завершили год в минусе. Глава польской Association of Press Publishers Марке Фраковяк прогнозирует, что новый налог лишит СМИ последней прибыли.
В открытом письме к властям говорится, что налог ослабит медиа либо приведет к их закрытию, а также поставит в неравное положение частные СМИ и издания, пользующиеся господдержкой. По подсчетам онлайн-издания Onet, их владельцу, Ringier Axel Springer, налог обойдется в дополнительные $2,7–5,4 млн ежегодно.
Общественный вещатель TVP Info уже объявил, что иностранные медиакомпании не хотят делиться с поляками многомиллионной выручкой и рассматривают Польшу как колонию.