Сервис бесплатных онлайн-объявлений Avito.ru "в ближайшие годы" может стоить $1 млрд, полагает его совладелец, шведская инвесткомпания Vostok Nafta
В прошлом году Avito был оценен в 15 раз меньше — всего в $66 млн
Успешное IPO Mail.ru Group в прошлом ноябре и ожидаемое размещение "Яндекса" в этом июне разбудили аппетиты владельцев отечественных интернет-площадок. Сервис бесплатных онлайн-объявлений Avito.ru, который рассчитывает в этом году собрать всего $6,7 млн выручки, уже "в ближайшие годы" может стоить $1 млрд, полагает его совладелец, шведская инвесткомпания Vostok Nafta. В прошлом году Avito был оценен в 15 раз меньше — всего в $66 млн.
"Сервис Avito переживает чрезвычайно впечатляющую стадию развития и имеет великолепные перспективы, в ближайшие годы компания может быть оценена в $1 млрд",— указала в своем отчете за 2010 год шведская Vostok Nafta (инвестирует, в частности, в акции ТНК-BP, "Транснефти", банка "Тинькофф Кредитные системы"). Avito позиционирует себя как "самый большой сайт бесплатных объявлений" рунета. Вчера на нем было зарегистрировано более 3 млн предложений, сообщается на его сайте. В 2010 году через Avito было продано товаров на общую сумму 42 млрд шведских крон ($3,373 млрд по курсу 7,41 кроны за $1), уточняет Vostok Nafta. Она также упоминает результаты проведенного в ноябре прошлого года исследования: 48% опрошенных жителей Москвы и Петербурга на вопрос, где бы вы продали что-нибудь в интернете, назвали как раз Avito. Ежедневная всероссийская аудитория ресурса в будни, по данным TNS Russia за минувший февраль, составляет 899,5 тыс. человек в возрасте 12-54 лет.
Vostok Nafta является совладельцем Avito через Vosvik AB — совместное предприятие, созданное на паритетных началах с другой шведской инвесткомпанией Kinnevik, акционером Tele2, Metro International, Modern Times Group (в свою очередь, владеет 38,9% российского холдинга "СТС Медиа"). Vosvik также является издателем в России телефонного справочника "Желтые страницы".
В 2010 году Avito стоил чуть меньше $66 млн, следует из отчетности Vostok Nafta. Во втором полугодии Kinnevik и скандинавский инвестфонд Northzone инвестировали в Avito 185,25 млн крон ($25 млн), и по итогам той сделки весь ресурс оценивался в 489,06 млн крон. При этом, по данным Vostok Nafta, в 2009 году совокупная выручка Avito и "Желтых страниц" составила около $8,7 млн при чистом убытке $18 млн. Показатели за 2010 год не приводятся, но Vostok Nafta уточняет, что в 2011 году только Avito может заработать 50 млн крон (примерно $6,7 млн).
До $1 млрд Avito, по мнению Vostok Nafta, может подорожать на фоне повышенного интереса к рунету, который должно спровоцировать IPO "Яндекса": "Инвесторы сейчас готовы с воодушевлением инвестировать в российские интернет-компании, и размещение "Яндекса" с очень большой долей вероятности вызовет небывалый интерес". В феврале агентство Bloomberg сообщило, что "Яндекс" может провести IPO на американской NASDAQ уже в июне и привлечь $1 млрд. Пресс-секретарь "Яндекса" Очир Манджиков это не комментирует.
В ноябре прошлого года IPO в Лондоне уже провела Mail.ru Group (помимо одноименного портала управляет также социальной сетью "Одноклассники", мессенджером ICQ, владеет долей в сети "ВКонтакте", небольшим пакетом в Facebook и др.). Вся компания в ходе размещения была оценена в $5,71 млрд, книга заявок была переподписана в 20 с лишним раз. Максимальной капитализации — $8,637 млрд — Mail.ru Group достигла 17 января 2011 года, затем акции стали дешеветь, и вчера компания стоила только $5,735 млрд. После размещения Mail.ru Group реализовала свой опцион, увеличив за $112,5 млн свою долю в сети "ВКонтакте" с 25% до 32,5%. Таким образом, "ВКонтакте", третья по популярности после "Яндекса" и Mail.ru площадка рунета (данные TNS), была оценена в $1,5 млрд.
Опрошенные "Ъ" аналитики не разделяют прогноза Vostok Nafta относительно возможного подорожания Avito до $1 млрд. Стоимость проекта, безусловно, в ближайшие годы вырастет, но в разы, а не на порядок, отмечает председатель правления "Финама" Владислав Кочетков. Экстраполировать оценку Mail.ru Group и "Яндекса" на небольшие, пусть и успешно стартовавшие сайты некорректно, добавляет Анна Лепетухина из "Тройки Диалог".
Исполнительный директор Avito Филип Энгельберт вчера не ответил на запрос "Ъ".
Источник: Коммерсантъ