«Проф-медиа» сделала еще один шаг к IPO
Но что компания будет делать с «Рамблером» - по-прежнему не ясно
Как сообщила РБК Daily, группа «Интеррос» Владимира Потанина выводит из-под залога в ВТБ 60% акций принадлежащего ему медиахолдинга «Проф-Медиа». В 2009 году акции «Проф-Медиа» Владимир Потанин использовал в качестве допобеспечения к ранее заложенным в банке 16,8% акций «Норникеля» под кредит $3 млрд.. По итогам закрытия торгов 29 января 16,8% акций «Норникеля» стоили $4,9 млрд. и теперь необходимости в допобеспечении больше нет.
Кредит ВТБ Потанину дал в начале 2008 года, однако уже осенью из-за падения фондового рынка «Интерросу» потребовались деньги для допобеспечения кредита. Потанин обращался за помощью к Медведеву и Путину, однако ему все равно пришлось вносить новый залог в ВТБ – кроме дополнительных акций «Норникеля» пришлось еще добавить 60% акций медиа-холдинга «Проф-медиа». Тогда же в СМИ появились слухи, правда, ничем не оправданные, что «Проф-медиа» может сменить владельца, но с тех пор, как фондовый рынок стал оздоровляться, акции «Норникеля» заметно подорожали, и в дополнительном залоге в виде акций медиа-компании больше нет нужды.
В апреле этого года «Проф-медиа» планирует провести IPO. О том, что холдинг рано или поздно сделает публичное размещение, генеральный директор компании Рафаэль Акопов заявлял еще четыре года назад. Сначала предполагалось провести IPO в 2008 году, но из-за кризиса размещение пришлось перенести сначала на 2009, а потом и на 2010 год. Компания последовательно делала шаги в этом направлении: в 2006 году «Проф-Медиа» разместил дебютный выпуск кредитных нот (Credit Linked Notes, CLN) на $250 млн, раскрыл информацию о рентабельности и доходности подразделений по итогам 2008 года, а недавно стало известно о том, что компания провела тендер среди банков, которые будут заниматься IPO. Организаторами размещения выбраны Bank of America Merrill Lynch и Credit Suisse. Ожидается, что инвесторам может быть предложено до 40% акций Prof-media Investments. Банки оценили холдинг в $2-2,5 млрд., таким образом «Интреррос» сможет заработать до $1 млрд.
Во всей этой истории есть один интересный момент. 31 декабря 2009 года акции Rambler Media (88,03% принадлежит «Проф-медиа») были изъяты из обращения на Лондонской бирже: капитализация «Рамблера» за четыре года уменьшилась вдвое, а доля рынка – в десять раз. Казалось бы, после такого разочарования инвесторов проводить спустя несколько месяцев IPO «Проф-медиа» - не самый удачный момент.
По всей вероятности, Потанину срочно нужны деньги: во-первых, на погашение кредита в ВТБ, во-вторых – этого нельзя исключать - на развитие многострадального Rambler, о котором без конца твердят и в «Проф-медиа» и в самом «Рамблере». В «Проф-медиа» называют Rambler стратегическим активом, а в самой компании говорят, что будут развивать новые сервисы и т.д., но это из серии «старо предание, да верится с трудом». За четыре года в компании трижды менялось правление.
Трудно спорить с тем, что «Рамблер» - стратегический актив. С ним «Проф-медиа» выглядит, безусловно, привлекательней для инвесторов. Чтобы IPO было успешным, необходимо приобрести 100% акций Rambler, и в конце 2009 года за $30 млн. «Проф-медиа» приобрела 24%, а оставшиеся 12% собирается выкупить уже в ближайшее время, потратив дополнительно $11 млн.
Но как будет развиваться Rambler – большой вопрос. Доля поисковика на рынке. по оценкам экспертов, сейчас не больше 4% (у «Яндекса» – 59%, Google – 24%). Сократить такое отставание самостоятельно сегодня уже вряд ли возможно. Вроде бы был вариант сотрудничества с Google, однако у иностранного медиа-гиганта сотрудничество с российскими интернет-компаниями получается со скрипом: Google уже пытался два года назад на Rambler установить собственную поисковую строку, но ФАС наложила вето на сделку. А недавно объявленное сотрудничество с Mail.ru (российская компания собиралась сменить движок поисковика с Rambler на «гугловский») так и не случилось - Mail.ru внезапно отказался от сделки и решил использовать собственный движок GoGo. В СМИ стала популярной теория, что это в Кремле по каким-то причинам не хотят, чтобы Google в России активно расширялся. А ведь для Rambler’а установка «гугловского» движка был бы неплохим выходом - совершенствовать собственный движок нет ни денег, ни, тем более, времени.
Кажется, Rambler будет все-таки продан, но произойдет это, когда доля рынка поисковика станет совсем мизерной.