Издатели распечатались за границей
Темпы роста импорта журналов выросли в два раза
Рост импорта журнальной продукции в Россию в первом полугодии увеличился с 10 до 15-20%. В кризис издатели существенно сократили тиражи и количество полос в журналах, еще более переориентировавшись на западное производство, поясняют участники рынка. В итоге импорт мелованной бумаги и картона, показывавший до кризиса ежегодный рост 15-20%, с мая 2008 года по апрель 2009 года впервые упал на 14,7%, до $449,3 млн.
Объем рынка ввозимой в Россию мелованной бумаги и картона с мая 2008 года по апрель 2009 года снизился на 14,7%, до $449,3 млн, по сравнению с аналогичным прошлым периодом, подсчитало Содружество бумажных оптовиков России (СБО), опираясь на базы данных грузовых таможенных деклараций Федеральной таможенной службы за 2007-2009 годы. "Падение для мелованной бумаги и картона было равномерным, при этом 50% ввозимой мелованной бумаги идет на печатные СМИ, остальное — на рекламную полиграфию",— поясняет исполнительный директор СБО Ольга Широкова. По ее оценкам, в тоннах ввозимой мелованной бумаги в первом полугодии этого года падение составило 30-40%, в том время как раньше показывало стабильный ежегодный рост 15-20%. "Снижение импорта объясняет то, что в условиях падения рекламных доходов издатели существенно сократили тиражи и количество полос в журналах",— поясняет гендиректор типографии "Алмаз-пресс" Александр Задорожный.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в январе-июне этого года объем рекламы в журналах упал на 41%, до 7,5-7,6 млрд руб. По данным Национального координационного совета прессы (НКСП), мелованная бумага и картон составляют 60-70% себестоимости печатной продукции. В этом году объем рынка печати российских журналов может составить 49,9 млрд. руб. "Объем рынка полиграфических услуг в России, связанный с печатью журналов, упал на 50% в этом году",— отмечает замгендиректора полиграфического комплекса "Пушкинская площадь" Андрей Сулейков.
При этом, по оценкам госпожи Широковой из СБО и господина Сулейкова, произошел отток производства журналов из России в другие страны, в частности в Финляндию, Польшу и Украину. В последние годы 70% тиражей журналов (примерно 400 тыс. тонн печатной продукции) печаталось за рубежом: в России мелованная бумага для журналов практически не производится. "Ежегодно рост импорта готовых изданий составлял примерно 10%, а в первом полугодии этого года он достиг уже 15-20%",— отмечает госпожа Широкова. По данным СБО, в деньгах с мая 2008 года по апрель 2009 года импорт готовой издательской продукции вырос на 12,2%, до $920,1 млн.
Исполнительный директор Гильдии издателей России Юлия Казакова и Андрей Сулейков из "Пушкинской площади" говорят, что сейчас российским издателям в большинстве случаев дешевле печатать журналы за границей, чем в России, из-за 15-процентной пошлины на ввоз бумаги и 18% НДС. Например, по данным НКСП, напечатать один журнал тиражом 100 тыс. экз. объемом 196 полос в России будет стоить €113,4 тыс., в Финляндии — €101,4 тыс., в Польше — €105 тыс. "При этом готовая продукция, согласно Флорентийскому соглашению, ввозной пошлиной не облагается, а ставка НДС составляет 10%. Кроме того, западные полиграфисты в кризис повели себя достаточно гибко по отношению к издателям",— говорит госпожа Казакова. По мнению господина Сулейкова, необходимо как минимум уравнять условия импорта сырья и готовых изданий, иначе многие типографии могут обанкротиться.
Источник: Коммерсантъ