Западные инвесторы готовятся к приходу в Рунет
Западные интернет-предприниматели и аналитики все чаще говорят о важности Рунета и все чаще упоминают о существенных перспективах роста российского сегмента глобальной сети
Очередную порцию таких дифирамбов сегодня подготовил британско-шведский инвестбанк GP Bullhound, который в докладе "The Russian Web Untangled" заявил, что в предстоящие три года российский сектор электронной коммерции вырастет вдвое.
Александра Афанасьева, аналитик GP Bullhound, говорит, что в прошлом году российский рынок онлайн-рекламы вырос на 56%, обогнав по темпам печать. Такое в 2010 году произошло в Великобритании, а в Штатах такого соотношения по-прежнему нет. Авторы отчета говорят, что задача их работы - привлечь внимание Больших западных инвесторов к российскому интернет-сегменту, который уже стал крупнейшим в Европе, обогнав Германию по итогам прошлого года.
Авторы отчета указывают на некоторые очевидные перекосы российского рынка, вызванные неравномерным интернет-проникновением, которое в Москве составляет 91%, в Петербурге 76%, а в среднем по стране - едва дотягивается до 37%. И тем не менее, к концу этого года средняя интернет-популяция Рунета, согласно ожиданиям британско-шведских экспертов, составит 67,9 млн человек, против 51 млн человек в начале года.
В отчете говорится, что уже сейчас в Рунете наметились две очень существенные ветви роста: реклама и электронная коммерция, причем перспективы последней только начинают проясняться и пока она составляет лишь 1,5% от общего оборота российского ритейла. В Британии на долю онлайн-торговли приходится 12% оборота. "Здесь (в России) огромный потенциал роста. Из тех 10 млрд долларов, что были получены онлайн-продавцами в 2011 году, только 45% пришли на регионы за пределами Москвы и Петербурга", - говорит Афанасьева.
В отчете упор делается на то, что значительного роста в Рунете следует ожидать благодаря подключению к сети российских регионов. Впрочем, здесь следует учесть и то, что региональные жители значительно менее платежеспособны и интернет-игрокам придется учитывать этот момент.
Согласно данным Data Insight, к 2015 году оборот российских интернет-магазинов достигнет 3% от оборота общего ритейла в стране, что составит 18 млрд долларов.
С данной точкой зрения согласна и глава Ozon.ru Маэль Гаве, которая во время недавнего выступления на берлинской конференции Next Berlin заявила, что западные инвесторы осознали возможности, открывающиеся для развития на российском рынке. В то же время, пока здесь количество инвесторов явно недостаточно. С другой стороны, она говорит, что сейчас в Рунете наблюдается явный дефицит стартапов. "Их (стартапов) гораздо меньше, чем хотелось бы. Можно было бы сказать, что сейчас в России есть потребители, есть рынок, есть предпринимательский потенциал, но нет идей. Здесь лишь нужно входить на рынок и начинать работать", - говорит она.
"Размеры российского рынка нельзя недооценивать. Здесь живет около 150 млн человек, еще примерно столько же живут в сопредельных государствах или в странах, где активно говорят на русском", - говорит Джеремайя Дели, старший инвестор фонда Accel Partners. К таким странам инвестор относит не только традиционные Беларусь и Украину, но и страны, вроде Израиля или Германии, где также проживают значительные русскоязычные династии, которые так или иначе, но обитают в Рунете. "Российский рынок интернета довольно специфичен, а многие российские компании вообще не имеют присутствия в глобальной сети. Многие русские не имеют возможности подключиться к качественному широкополосному интернету, также, как жители Западной Европы или США", - говорит он.
"С нашей точки зрения здесь открываются значительные перспективы для создания бизнеса, ориентированного на предоставление потребителям товаров и услуг. Есть возможности зарабатывать миллиарды долларов на рынке, где конкуренция мала или же ее нет вообще", - говорит Дели.
По его словам, в России уже были созданы компании, сопоставимые по размерам с бизнесом, наподобие Skype. Речь идет о Mail.ru и Яндексе, которые были созданы с нуля и во многом были ориентированы только на внутренний российский рынок. В то же время, инвестор отмечает, что ведение бизнеса в России - это отнюдь не простая задача.
"Две основных проблемы - это логистика и механизмы оплаты. В России доминируют наличные расчеты, а проникновение банковских карт в повседневные операции достаточно низко. В результате в России приходится иметь дело со схемой "наличные при получении товара", а для некоторых компаний это проблема, так как они доставляют физические товары, за которые самим компаниям нужно платить поставщикам", - отмечает он.
Источник: CyberSecurity.ru