Женщины: material girls или денежные воротилы?


Релизы | 04 Марта 2009 00:00

Исследование Synovate показало, что 60% женщин в мире считают себя материально независимыми.
Исследование Synovate показало, что 60% женщин в мире считают себя материально независимыми.

В каком полушарии земли вы бы не находились, в какой стране мира вы бы не жили - традиционный семейный уклад везде выглядит одинаково: мужчина берёт на себя роль кормильца семьи и зарабатывает деньги, в то время как женщина следит за домашним очагом. 

Однако, несмотря на то, что многие семьи по-прежнему проповедуют подобный уклад, в современном обществе существует больше способов управления семьёй и семейным бюджетом, чем самих семей. 
Отцы и матери одиночки, ситуация с обоими работающими супругами, бездетные семьи и большие семейные кланы, включающие в себя несколько поколений – всё это с лёгкостью можно найти почти в любой стране мира. Но определить то, как должны быть распределены роли в современной семье, на самом деле не так-то просто.

И сразу же встаёт ряд вопросов: какую роль в управлении бюджетом и расходами семьи XXI века играют женщины? Отвечают ли они целиком и полностью за свои финансы? Сколько женщин в мире считают себя материально независимыми? Кто лучше обращается с деньгами – женщины или мужчины?
С целью получить ответы на эти и многие другие вопросы, а также лучше разобраться в перипетиях современной семейно жизни, специалисты Synovate опросили  4500 женщин (и несколько мужчин) из 12 стран мира. И вот что нам удалось узнать…

Почему всё-таки женщины?

Женщина встречает мужчину, влюбляется в него. Они начинают жить вместе, женятся и заводят детей. И вдруг, по той или иной причине, брак рушится, они расходятся, и женщина остаётся одна. И только тогда она осознаёт, насколько сильно была зависима от денег своего, уже бывшего, супруга.
Достаточно распространённый сценарий, не правда ли?

Клэр Брэйвермэн, (Claire Braverman) старший вице-президент по исследованиям в сфере финансов Synovate US, считает, что распространённость описанной выше ситуации в числе прочего мотивировала Synovate провести подобное исследование: «Некоторые женщины постоянно находятся на страже и способны защититься от денежных невзгод, которые могут в любой момент упасть на их голову, другие же наоборот – совершенно не заинтересованы в финансовой независимости.  Впрочем, проблема не ограничивается исключительно разрывом отношений – женщины живут дольше, чем мужчины и, как правило, при выходе на пенсию имеют в своём распоряжении меньше денег. 
Не стоит забывать и о компаниях, занимающихся предоставлением финансовых услуг, которые стремятся лучше понять своих клиентов-женщин и удовлетворить их специфические нужды»

Я сама

Прошло не столь много времени с тех пор, как женщина была полностью включена в трудовой процесс и стала работать на равных правах с мужчиной. Поэтому некоторые проблемы, связанные с равенством полов в трудовых отношениях, остаются нерешёнными по сей день во многих странах мира.

Тем не менее  исследование Synovate показало, что в целом в мире 58% женщин считают себя материально независимыми. Особенно уверены в собственной самодостаточности жительницы Франции (80%), Великобритании (76%) и ЮАР (69%).

«В том, что француженки оказались самыми независимыми в мире, нет ничего удивительного. Французские женщины имеют длительную историю управления собственным финансами и очень часто берут на себя управление семейным бюджетом» - считает Тьерри Палле (Thierry Pailleux), управляющий директор Synovate France.

Наименее независимыми же оказались жительницы Болгарии (37%) и Индонезии (47%). 
В целом женщины из стран с развитой экономикой гораздо более уверены в своей собственной финансовой независимости, чем респонденты из развивающихся стран (в среднем 68% и 51% соответственно).

«В Америке 64% опрошенных женщин заявили, что финансово они ни от кого не зависят. Не самый низкий процент в мире, но если посмотреть с другой стороны, то оказывается, что больше трети американок зависят от своих партнёров. Не очень-то впечатляющий результат для нации, которая столь гордится своим духом свободы и поощряет независимость. Быть может, частично это вызвано тем, что понимание финансовой независимости у американок отлично от остального мира. В то же время в США достаточно много женщин, которые сознательно оставляют распоряжение финансами за мужчиной, а также женщин, (часто матерей-одиночек) живущих у черты бедности» - комментирует Клэр.

Не менее любопытная ситуация наблюдается и в ЮАР, одной из шести стран с развивающейся экономикой, принявших участие в исследовании. Каждая седьмая опрошенная женщина в этой стране заявила, что считает себя материально независимой, что намного больше, чем в других  развивающихся странах.

Комментирует Дебби Эмм (Debbie Amm), директор по работе с клиентами Synovate South Africa: «В рамках исследования мы опрашивали в основном жительниц крупных городов, где уровень жизни выше – это, безусловно, оказало влияние на результаты. Но существует ещё целый ряд культурных и исторических факторов, обуславливающих полученные данные. С тех самых пор, как ЮАР стала демократической страной, там началось активное движение за равноправие полов, и у женщин наконец-то появилась возможность построить успешную карьеру. Стоит помнить и о том, что жизнь в Южной Африке связана с различными трудностями, поэтому женщина должна быть способна обеспечить себя и, при необходимости, свою семью. Всё это дало толчок к формированию очень рационального склада ума у женщин в нашей стране».

Домашний очаг и личная независимость

Разумеется то, что для одной женщины является «финансовой независимостью», для другой может быть лишь очередным синонимом слова «рабство». Чтобы избежать подобных недоразумений, мы попросили респондентов выбрать из перечня утверждений то, которое лучше всего соответствует их пониманию термина «финансовая независимость».
В общем и целом для большинства женщин финансовая независимость сводится к «независимости от денег своего партнёра/мужа». Такую точку зрения особенно разделяют жительницы Франции (68%), Голландии (51%) и Великобритании (51%). 

В целом  ответы распределились следующим образом:

• 41% респондентов уверены, что: «финансовая независимость – это независимость от денег своего мужа/партнёра»
• Для 30% «финансовая независимость» и «жизнь без долгов» - синонимичные понятия. Подобная точка зрения особенно распространена в Малайзии (42%) и Мексике (40%)
• 18% опрошенных женщин считают, что финансовая независимость – это иметь возможность покупать те вещи, которые хочется, не беспокоясь об их цене
 
Больше всего о беззаботном существовании мечтают жительницы Болгарии: 42% болгарских женщин сообщили нам, что для них финансовая независимость – это возможность покупать те вещи, которые им хочется, независимо от цены

«Возможно, это и удивит жителей других стран мира, но в Болгарии преобладающей семейной моделью является та, где оба партнёра являются равноценными кормильцами семьи. И в то же время на плечи женщин ложится и роль заботы о доме и воспитания детей.

Во время периода социализма в Болгарии доходы, получаемые представителями обоих полов, были практически равны. Теперь, с наступлением капитализма, наметилось расхождение в доходах – в пользу мужчин. При этом падение уровня жизни вынудило женщин пойти работать, чтобы иметь возможность прокормить семью. Таким образом, женщинам приходится совмещать сразу две функции, что заметно ограничивает их расходы. Поэтому болгарские женщины мечтают не о независимости от мужа-кормильца, а о свободе приобретать для своей семьи всё необходимое и желанное независимо от цены» - комментирует результаты Стоян Михайлов (Stoyan Mihaylov), управляющий директор Synovate Bulgaria.
                                         
Кто в доме хозяин?

Ни одна семья не способна существовать без крыши над головой, и одной из основных статьей расходов любой семьи является оплата коммунальных счетов и ренты.
Выяснилось, что в целом в мире 43% женщин согласны с утверждением: «Оплатой счетов за квартиру/ренту должен заниматься мужчина». Когда же мы попросили высказать своё согласие или несогласие с данным утверждением мужчин, то результаты оказались несколько иными: 53% мужчин уверены, что оплата счетов – их прерогатива и ничья больше.
Тем не менее, в различных странах мира по-разному относятся к тому, чьей обязанностью должна быть оплата счетов. Вот лишь некоторые из результатов:
• В Индонезии 83% мужчин и 82% женщин согласились с этим утверждением
• В Голландии же наоборот только 15% мужчин и 7% женщин придерживаются подобной точки зрения
• В Великобритании своё согласие выразили 48% мужчин и лишь 15% женщин
• Сходная ситуация и во Франции, где согласны 47% мужчин и 18% женщин
• В Австралии: 34% мужчин и всего лишь 12% женщин согласны с приведённым выше утверждением
В рамках исследования, Synovate также поинтересовались у респондентов, считают ли они, что быть основным кормильцем семьи должен мужчина. С данным утверждением согласились 58% мужчин и 38% женщин. Любопытно, что больше всего согласия с данным утверждением выразили жители азиатских стран – Малайзии (73%) и Индонезии (87%).

«В Малайзии по-прежнему очень распространён традиционный семейный уклад, где мужчина рассматривается как основной добытчик и кормилец. Но не стоит думать, что женщина в Малайзии вообще не имеет доступа к деньгам – очень часто именно малазийки отвечают за распределение семейного бюджета» - комментирует Стив Мёрфи (Steve Murphy), управляющий директор Synovate Malaysia.
Консервативное мировоззрение доминировало, когда респондентов попросили согласиться или не согласиться с утверждением: «Мужчина должен удовлетворять финансовые потребности своей супруги/ девушки».  С этим утверждением согласились 57% мужчин и 45% женщин.
Удивительный результат был получен из Индонезии, где 95%, как мужчин, так и женщин выразили своё согласие с данным утверждением.
 «Это на все 100% объясняется культурными особенностями нашей страны. Веками женщина не могла устроиться на оплачиваемую работу и зарабатывать себе на жизнь. Только сравнительно недавно, с ростом урбанизации и расширением банковских сетей мужья стали отдавать заработанные деньги женщинам, чтобы они ими эффективно распоряжались. На данный момент в крупных городах доля женщин составляет 37% от общей численности рабочих и служащих, но ментальность не меняется - основным кормильцем по-прежнему остаётся мужчина. По законам исламского мира мужчина обязан отдавать всё заработанное им своей жене, но не наоборот» - уверен Робби Сусатио (Robby Susatyo), управляющий директор Synovate Indonesia.
            
«Сама ответственность» или «госпожа удача»?

По результатам исследования почти половина всех респондентов (61% женщин и 40% мужчин) согласны с утверждением: «Женщины относятся к деньгам более ответственно, чем мужчины».
Как ни странно, но больше всего людей, считающих женщин более рациональными, чем мужчин оказалось в Мексике (72% - 82% женщин и 62% мужчин).

«Для мексиканских женщин играть роль домашнего финансиста стало вполне привычным делом. В мексиканских домах женщины часто управляют семейным бюджетом и распределяют деньги на оплату коммунальных услуг, ренты, школы, медицинских счетов и так далее. И у них очень хорошо получается контролировать и доходы и расходы. И, к слову, многие мексиканки считают мужчин настоящими транжирами, безответственно относящимся к деньгам» -  считает Эвелин Джабилес (Evelyn Jabilles), управляющий директор Synovate Mexico.
Любопытная ситуация наблюдается и в Великобритании, где с утверждением о превосходстве слабого пола в управлении финансами согласны 58% женщин и 42% мужчин.
«То, что британские женщины относятся к деньгам более ответственно, чем мужчины, видно из ответов и на другие вопросы исследования. Например, всего 48% женщин считают важным иметь совместный счёт со своим супругом. Среди мужчин этот процент значительно выше: 62%. Судя по всему, женщины предпочитают держать контроль над финансами в своих руках» - комментирует Тони Смит (Tony Smith), директор по финансовым и бизнес услугам Synovate UK.
Однако контроль – контролем,  но как показало исследование, многие женщины не прочь и испытать удачу. В частности, в целом в мире 13% опрошенных женщин покупают лотерейные билеты или участвуют в различных состязаниях  с денежными призами. Самыми азартными при этом оказались жительницы Австралии (35%) и Великобритании (31%).

Комментирует Джули Биик (Julie Beeck), управляющий директор Synovate Australia: «В Австралии достаточно развитая лотерейная индустрия, и в розыгрышах денежных призов участвуют очень широкие слои населения. Поэтому у многих австралийских женщин мечта выиграть огромный денежный приз и за одну ночь изменить всю свою жизнь не кажется столь уж неосуществимой. А в неспокойные для экономики времена – и особенно привлекательной».             
                                     
Жизнь в кредит

Исследование Synovate также показало, что в целом 42% опрошенных женщин кладут часть своего ежемесячного дохода на кредитную карточку.  Особенно популярны кредитки в Канаде (77%), Франции (72%), США и Австралии (в обеих странах по 71%). Меньше же всего спрос на пластиковые карты в Индонезии (2%), Болгарии (12%) и Малайзии (19%).

«Когда пластиковые карты только появились, у людей было крайне негативное отношение к жизни в кредит, и наличный расчёт был основным способом платежа. Более того,  если вы брали кредит, то это значило, что вы просто не в состоянии позволить себе ту вещь, которую хотите купить. Тем не менее, с течением времени люди смогли оценить то, насколько комфортно использование карт для оплаты. К сожалению, в странах, где оплата пластиком ещё не стала нормой, негативное отношение к кредитным картам до сих пор очень распространено. А в странах с низким и средним доходом на душу населения люди могут просто бояться пользоваться картами, чтобы случайно не превысить допустимый лимит. Вместе с тем, стоит помнить, что это не карточка управляет человеком, а человек – карточкой. Хотя, бесспорно, сама возможность тратить больше, чем раньше для некоторых людей может быть опьяняющей и приводить к неприятным последствиям» - считает Клэр.
Мы также попросили наших респондентов выразить своё согласие или несогласие со следующим утверждением: «Использование нескольких кредитных карт может привести к финансовым долгам». В целом в мире с этим утверждением согласилось 70% женщин. Особенно осторожны в обращении с кредитными карточками жительницы Мексики: 90% опрошенных считают их одной из первопричин появления финансовых долгов.
«В Мексике большинство людей смотрят на кредитные карты не иначе, чем на «дополнительные деньги», а не на средства, которые предоставляются в кредит. Именно поэтому многие женщины относятся к карточкам с опаской. Процентные ставки по кредитным картам в Мексике очень высоки, что усиливает риск превышения лимита затрат» - комментирует Эвелин Джабилес.

Об исследовании Synovate

Исследование Synovate было проведено в декабре 2008 года и в нём приняли участие респонденты из 12 стран мира. Всего в рамках исследования было опрошено 4500 женщин, также некоторые вопросы были заданы 4500 мужчинам. В исследовании приняли участие: Австралия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Голландия, Индонезия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Франция и ЮАР.


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: AdIndex.ru
Пресс-релизы компаний принимаются на tatiana@adindex.ru без обязательства публикации. В случае размещения Adindex не вносит изменений в материалы.


последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама