28 Января 2009 | 00:00
Влияние кризиса на потребительские привычки россиян
На протяжении нескольких лет ГфК-Русь регулярно проводит мониторинг потребительского поведения, в ходе которого изучаются вопросы, определяющие отношение россиян к условиям приобретения, цене, престижу, качеству товаров и услуг, инновативность покупателя, его предпочтения при покупке и особенности ее совершения, отношение к рекламе и другие аспекты.
На протяжении нескольких лет ГфК-Русь регулярно проводит мониторинг потребительского поведения, в ходе которого изучаются вопросы, определяющие отношение россиян к условиям приобретения, цене, престижу, качеству товаров и услуг, инновативность покупателя, его предпочтения при покупке и особенности ее совершения, отношение к рекламе и другие аспекты.
В результате кластерного анализа ответов респондентов выделяются семь различных типов потребителей, принципиально отличающихся друг от друга по стилям своего потребительского поведения.
Так, за годы исследования привычки и стили потребления россиян претерпели значительные изменения, и вектор этих изменений направлен в сторону цивилизованного потребления. Все больше внимания уделяется сервису, формату магазина, качеству товара. Все больше людей осуществляют закупки на автомобиле. Расположение магазина, ассортимент, наличие парковки, возможности рассчитываться кредитной карточкой - эти факторы приобретают все большее значение. Сравнительные исследования ГфК показывают, что по привычкам потребления россияне неуклонно приближаются к покупателям в западных странах, а в чем-то, например, в предпочтениях престижных и брендовых товаров, даже опережают европейцев.
"Техника" покупок
Выбор магазина - один из основных аспектов покупательских привычек населения. Основная тенденция здесь состоит в том, что все больше россиян предпочитает делать покупки в магазинах нового формата: гипер- и супермаркетах, дискаунтерах, кэш энд керри. Пока такие предпочтения сохраняются, хотя, как было показывают исследования, в условиях кризиса люди собираются менять форматы магазинов.
Главными факторами выбора магазина являются местоположение (близость от дома), цены и ассортимент.
Цена пока остается основным фактором покупательского поведения, хотя его значение относительно уменьшается. В декабре 2008 года 48% покупателей заявили, что они готовы ходить по нескольким магазинам ради поиска более выгодных цен. Но, если мы посмотрим на динамику, то увидим, что их доля снизилась на 14% с 2001 года (Рис. 1). То есть все больше людей готовы совершать покупки в одном месте, даже, несмотря на цену.
Рис. 1
В результате кластерного анализа ответов респондентов выделяются семь различных типов потребителей, принципиально отличающихся друг от друга по стилям своего потребительского поведения.
Так, за годы исследования привычки и стили потребления россиян претерпели значительные изменения, и вектор этих изменений направлен в сторону цивилизованного потребления. Все больше внимания уделяется сервису, формату магазина, качеству товара. Все больше людей осуществляют закупки на автомобиле. Расположение магазина, ассортимент, наличие парковки, возможности рассчитываться кредитной карточкой - эти факторы приобретают все большее значение. Сравнительные исследования ГфК показывают, что по привычкам потребления россияне неуклонно приближаются к покупателям в западных странах, а в чем-то, например, в предпочтениях престижных и брендовых товаров, даже опережают европейцев.
"Техника" покупок
Выбор магазина - один из основных аспектов покупательских привычек населения. Основная тенденция здесь состоит в том, что все больше россиян предпочитает делать покупки в магазинах нового формата: гипер- и супермаркетах, дискаунтерах, кэш энд керри. Пока такие предпочтения сохраняются, хотя, как было показывают исследования, в условиях кризиса люди собираются менять форматы магазинов.
Главными факторами выбора магазина являются местоположение (близость от дома), цены и ассортимент.
Цена пока остается основным фактором покупательского поведения, хотя его значение относительно уменьшается. В декабре 2008 года 48% покупателей заявили, что они готовы ходить по нескольким магазинам ради поиска более выгодных цен. Но, если мы посмотрим на динамику, то увидим, что их доля снизилась на 14% с 2001 года (Рис. 1). То есть все больше людей готовы совершать покупки в одном месте, даже, несмотря на цену.
Рис. 1
Торговля через интернет пока не составляют конкуренцию рознице. В 2008 году только 10% россиян заявили, что их привлекает такой способ шоппинга.
Сильно меняется "техника" осуществления покупок. Пока еще большинство респондентов ходят за покупками пешком, но доля "автомобилизированных" покупателей неуклонно растет, и в прошлом году она составила 20%.
По данным исследований, современный российский потребитель, в основном, выбирает товар рационально, или, как минимум, стремится к этому, но в момент истины - реальной покупки - часто руководствуется эмоциональными мотивами и традициями. Например, значительная доля покупателей (42% в декабре 2008 г.) заявили, что ходят по магазинам со списком, но в то же время 44% говорят, что осуществляют покупки спонтанно.
Отношение к маркам и брендам
Отношение россиян к маркам и брендам активно менялось на протяжении последних 20 лет. Если вспомнить советского потребителя, то он знал 4-5 зарубежных бренда: Adidas, Marlboro, Coca-Cola, Wrigley's и, может быть, что-то еще. В 1993 году 2 000 респондентов назвали около 30 иностранных брендов, а через два года - уже около 300.
Сегодня бренд - это центральный элемент потребительского рынка и потребительского поведения. Три четверти населения (67%) при выборе товара полагаются на проверенные марки. Большинство (51%) считают, что фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок.
Сильно меняется "техника" осуществления покупок. Пока еще большинство респондентов ходят за покупками пешком, но доля "автомобилизированных" покупателей неуклонно растет, и в прошлом году она составила 20%.
По данным исследований, современный российский потребитель, в основном, выбирает товар рационально, или, как минимум, стремится к этому, но в момент истины - реальной покупки - часто руководствуется эмоциональными мотивами и традициями. Например, значительная доля покупателей (42% в декабре 2008 г.) заявили, что ходят по магазинам со списком, но в то же время 44% говорят, что осуществляют покупки спонтанно.
Отношение к маркам и брендам
Отношение россиян к маркам и брендам активно менялось на протяжении последних 20 лет. Если вспомнить советского потребителя, то он знал 4-5 зарубежных бренда: Adidas, Marlboro, Coca-Cola, Wrigley's и, может быть, что-то еще. В 1993 году 2 000 респондентов назвали около 30 иностранных брендов, а через два года - уже около 300.
Сегодня бренд - это центральный элемент потребительского рынка и потребительского поведения. Три четверти населения (67%) при выборе товара полагаются на проверенные марки. Большинство (51%) считают, что фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок.
Зачастую бренд помогает потребителям сориентироваться и определиться в море предлагаемой продукции. Правда, в потребительском поведении существует еще некоторое противоречие. Хотя 60-70% россиян предпочитают брендовые товары, только треть готова за них переплачивать. С другой стороны, только для половины россиян (47%) уровень цены остается главным при выборе товара.
Стоит отметить, что бренд как символ зарубежного продукта по сравнению с 90-ми годами потерял свое значение. Только 19% опрошенных заявляют, что они чаще покупают импортные товары/продукты.
Исследования показывают, что отношение к брендовым товарам у россиян весьма позитивное. Цена все больше теряет свое значение перед "формой". Более того, россияне не просто тяготеют к брендовым товарам, но все чаще покупают именно "свои" брэнды. Так, около 40% опрошенных при покупке обращают внимание на предложения своих любимых марок.
Также все большее значение как фактор потребительского поведения приобретает стремление к индивидуальности. Современный потребитель все чаще ищет некий "me brand" - марку, ориентированную лично на него, бренд, созданный для конкретного потребителя.
В заложниках у рекламы
Взаимоотношения потребителя с рекламой - очень сложный и увлекательный роман. Вербально потребитель, скорее, отвергает рекламу. Только 14% россиян признались, что реклама им нравится. 53% опрошенных заявляют, что реклама им настолько надоела, что они стараются ее не смотреть, 11% признают, что всегда покупают товары, которые рекламируются (Рис.2), еще 11% регулярно используют распространяемые торговыми предприятиями рекламные листовки.
Рис. 2
Правда, если посмотреть на динамику, то ситуация в 2008 году по сравнению с 2001-м годом чуть-чуть улучшилась в пользу рекламы - растет доля потребителей рекламируемых товаров, и доля тех, кому реклама нравится, соответственно доля респондентов, кому реклама надоела и кто старается ее не смотреть также снижается.
Исследования показывают, что, если реклама сейчас вдруг исчезла из нашей жизни, то потребитель ощутил бы пустоту. Другое дело, что нынешнее информационное пространство в сфере потребления пока еще достаточно плохо организовано и структурировано, в результате чего потребитель часто чувствует себя потерянным в море разнообразной и противоречивой информации, что вызывает у него раздражение.
Несмотря на это, что потребитель вербально, в основном отказывается признать влияние рекламы на свое покупательское поведение, исследования убедительно свидетельствуют о высокой корреляции между количеством рекламы товара, с одной стороны, и уровнем знания и покупки этого товара с другой.
Таким образом, отношение к рекламе, ее восприятие и влияние весьма противоречивы, что, впрочем, характерно для всех развитых стран мира. Потребитель не любит рекламу, но и не может без нее, реклама ему мешает, но свой потребительский выбор он осуществляет на ее основе.
Исследования показывают, что, если реклама сейчас вдруг исчезла из нашей жизни, то потребитель ощутил бы пустоту. Другое дело, что нынешнее информационное пространство в сфере потребления пока еще достаточно плохо организовано и структурировано, в результате чего потребитель часто чувствует себя потерянным в море разнообразной и противоречивой информации, что вызывает у него раздражение.
Несмотря на это, что потребитель вербально, в основном отказывается признать влияние рекламы на свое покупательское поведение, исследования убедительно свидетельствуют о высокой корреляции между количеством рекламы товара, с одной стороны, и уровнем знания и покупки этого товара с другой.
Таким образом, отношение к рекламе, ее восприятие и влияние весьма противоречивы, что, впрочем, характерно для всех развитых стран мира. Потребитель не любит рекламу, но и не может без нее, реклама ему мешает, но свой потребительский выбор он осуществляет на ее основе.
Об исследовании
Исследование проводилось методом личного опроса респондентов. Целью исследования было выявить отношение россиян к проблеме кризиса, проследить изменения в финансовой и экономической сфере жизни людей, а также изменения в привычках потребителей в условиях кризиса. В ходе опроса респондентам задавались вопросы о том, начался ли, по их мнению, кризис в России/ коснулся ли кризис семьи респондента, приходилось ли сталкиваться с отсутствием продуктов/ товаров, которые респонденты обычно покупают, повысятся или понизятся цены на продукты/ товары, где обычно покупают продукты питания/ товары повседневного спроса/ одежду/ обувь, и где будут их покупать в условиях кризиса, какие, на их взгляд, способы сохранения личных сбережений являются наиболее эффективными, отношение к покупкам в кредит и планы на приобретение продуктов/ услуг в кредит в течение ближайших 12 месяцев, планы на покупку автомобиля в течение ближайших 2-х лет (планируют/ не планируют, если планируют, то какой автомобиль), насколько долгими будут последствия кризиса в стране, насколько одобряют/ не одобряют действия по преодолению последствий кризиса в России (оценка политических лидеров/ ветвей власти) и другие. В исследовании принимали участие 2204 респондентов в возрасте 16 лет и старше по всей России.
Источник: AdIndex.ru
Еще материалы
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Рейтинги