Главный герой нового номера журнала AdIndex Print Edition – РОМАН ЕМЕЛЬЯНОВ, РАДИО- И ТЕЛЕВЕДУЩИЙ, ГЛАВА «ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИАГРУППЫ»
«Радио — это насколько бизнес, настолько же и творчество. Любое творчество предполагает развитие и поиск. И если этого нет, то это фигня, а не радио»
О буднях радиостанций, формировании цен на рекламу, недостатках мониторинга и необходимости визуализации контента AdIndex поговорил с генеральным директором «Европейской медиагруппы» Романом Емельяновым
«Существовать в одном узком формате, когда все вокруг уже в 3D, достаточно глупо»
— Какие digital-тренды сейчас в большей степени влияют на рынок радио?
— Глобально, конечно, развитие digital влияет на радио. Это подталкивает нас к активной работе с сайтами, социальными сетями, генерации видеоконтента для интернет-пользователей и всему тому, что позволяет укреплять бренды радиостанций и увеличивать их аудиторию.
Если говорить о digital в контексте цифрового вещания, то можно обратиться к европейскому опыту. В прошлом году Норвегия полностью перешла на Digital Audio Broadcast (DAB). Им просто: у них страна маленькая. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции и еще ряде стран. Буквально в прошлом году «цифра» пришла и в Чехию. Но в то же время до полного вытеснения «аналога» пока далеко. Около половины европейских стран еще раздумывают насчет введения DAB, а Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, вообще от него отказалась.
— Что же в России?
— В России цифровое вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, но пока нет реальных сроков.
— Вы упомянули об активной работе радиостанций со своими сайтами. Какова сейчас ежемесячная совокупная аудитория ваших онлайн-ресурсов?
— Точные цифры мы не раскрываем, но скажу, что, к примеру, спецпроекты, реализованные к Олимпиаде, дали заметный прирост сайту радиостанции «Спорт FM»: 2,5 млн уникальных пользователей в феврале, более 6 млн визитов и более 10 млн просмотров страниц.
Нужно понимать, что сайты радиостанций — это не СМИ, которые гонятся за многомиллионной аудиторией. Наша особенность — это лояльная аудитория, портрет которой соответствует формату радиостанции. К тому же наши бренды в онлайне — это не только сайты, но и соцсети, мобильные приложения и т. д.
— Как вы работаете с социальными сетями и насколько это сейчас необходимо радиостанциям?
— У нас существует департамент под названием New Media, который занимается развитием брендов в социальных сетях. Сотрудники генерируют контент, публикуют новости, проводят конкурсы, отвечают на комментарии, снимают сториз и прочее. Насколько это нужно радиостанции — зависит от бренда и аудитории. Например, слушателей «Дорожного радио» или «Ретро FM» в социальных сетях, конечно, меньше, чем слушателей «Европы Плюс». У «Европы Плюс» сегодня самая большая группа «ВКонтакте» среди российских радиостанций — там более 4 млн подписчиков. Активно развиваются соцсети у «Нового Радио», для них мы готовим эксклюзивный контент, который расшаривается в сети в том числе и среди артистов. Многое из этого контента появляется исключительно в онлайне и не пересекается с эфиром, а что-то дополняет его.
— Зачем радиостанциям мобильные приложения?
— В них можно не только слушать эфир, но и пользоваться различными дополнительными сервисами, такими как новости, сетки программ, плейлисты, видео из студии, будильники. Слушатели достаточно активно используют мобильные приложения. На сегодняшний день, например, наблюдаем более миллиона скачиваний приложения «Европа Плюс» для Android.
— Расскажите, как технологически происходит онлайн-радиоэфир?
— Все, что происходит в эфире и вы слышите в FM-приемнике, транслируется в онлайн. Большинство станций сегодня можно не только слушать в интернете, но и смотреть за тем, что происходит в студии во время эфира. Другой вопрос в том, что современной аудитории, особенно если мы говорим про молодых прогрессивных слушателей, уже неинтересно просто наблюдать за нажимающими на кнопки радиоведущими с подвешенной в углу студии веб-камерой. Поэтому мы внедряем технически более сложные решения. Яркий пример — «Новое Радио», где сегодня реализована полная визуализация эфира.
Современной аудитории уже неинтересно просто наблюдать за нажимающими на кнопки радиоведущими с подвешенной в углу студии веб-камерой
Радио — это, как минимум, сочетание песен и джинглов. Нам нужно было добиться того же от нашей видеоверсии, чтобы в автоматическом режиме она повторяла радиомикс. Это действительно сложный технологический процесс — синхронизировано абсолютно все, даже клипы. У нас есть радиоверсии песен, соответственно, нам пришлось делать радиоверсии клипов. Также на «Новом Радио» используется полноценная телевизионная система графического оформления, позволяющая внедрять 3D-графику и анимацию в прямой эфир. В телевизионной аппаратной в режиме реального времени режиссеры сводят конечный продукт — изображения с ручных и автономных камер.
— Что такое радиоверсии клипов? Разве нельзя параллельно с аудио запускать в онлайне обычные видеоклипы?
— У радиоверсий песен особый тайминг, он зачастую отличается от тайминга видеоклипа. Чтобы в видеоверсии все было синхронизировано, приходится делать радиоверсию клипа. Это особенность процесса по визуализации эфира.
— Для чего радио нужна полная визуализация контента? Ведь это телевизионный прием.
— Это еще один способ контакта с нашей аудиторией, еще один сервис, который мы предлагаем людям, которые хотят не только услышать, но и увидеть. Визуализация эфира также дает дополнительные возможности для рекламодателей. Мы можем создавать специальный видеоконтент, который будет синхронизирован с радиорекламой, а также предлагаем различные варианты спецпроектов и product placement, связанные с визуализацией.
Кроме того, это придает некий объем, потому что по большому счету радио и телевидение уже перестают существовать в том ортодоксальном понимании, к которому мы привыкли. Они трансформируются в аудио и видео. И когда есть возможность это органично объединить — почему бы и нет? Существовать в одном узком формате, когда все вокруг уже в 3D, на мой взгляд, достаточно глупо. Надо пробовать, надо экспериментировать, потому что радио — это насколько бизнес, настолько же и творчество, 50 на 50. А любое творчество предполагает развитие и поиск. И если этого нет, то это фигня, а не радио.
— Как стриминговые музыкальные сервисы влияют на популярность радиостанций? Являются ли они конкурирующим сегментом?
— Не думаю, что стриминговые музыкальные сервисы являются прямыми конкурентами для радиостанций. Скорее, еще одним сервисом для меломанов: услышал на радио — закачал себе в поток на стриминговом ресурсе. Более того, почти все крупные стриминговые площадки проявили свою заинтересованность в том, чтобы на их платформах были доступны к прослушиванию FM-станции. Это говорит не о конкуренции, а о синергии. Стриминг сам по себе более холоден и обезличен и не в силах пока предоставить ту музыкальную экспертизу, которую может дать радио.
— Есть ли вероятность, что аудитория в будущем полностью перейдет с FM-приемников на онлайн-прослушивание радиостанций?
— Такая вероятность существует, люди все больше слушают музыку и радио в интернете. Но так или иначе, это напрямую связано с техническим прогрессом. Когда в России в каждом городе и на каждой улице будет бесперебойный высококачественный интернет-сигнал, который сможет обеспечить должное качество потока вещания, сказать сложно. Неизвестно, пять, десять, пятнадцать лет на это потребуется, или это не произойдет никогда.
Все цифровые форматы, которые существуют на данный момент, все равно не могут дать ту глубину звука, которую дает FM
Несомненно, появляются новые форматы, цифровой формат радиовещания в том или ином виде. Но когда появились CD-диски, нам тоже казалось, что винил ушел навсегда. Однако прошло время, и CD вот уже находится на последнем издыхании, а винил, наоборот, переживает второе рождение, потому что то качество звука, которое он дает, для людей, которые в этом разбираются, пока незаменимо. То же касается и FM-диапазона. Все цифровые форматы, которые существуют на данный момент, все равно не могут дать ту глубину звука, которую дает FM.
Я думаю, что в России, с ее необъятными просторами, перспектива FM-диапазона еще достаточно длительная. Но не исключено, что произойдет какой-то скачок, который в секунду все изменит. Поэтому главное — к этому быть готовым. Хорошие бренды, качественные продукты, хороший контент будут существовать вне зависимости от способа доставки.
— Какой процент от всей вашей совокупной аудитории радиостанций сейчас составляет аудитория онлайн-слушания?
— Исследования Mediascope показывают, что эксклюзивная аудитория слушания радио онлайн в России составляет порядка 2%. В Германии, например, при явно более высоком и равномерном технологическом развитии отрасли исследования показывают чуть больше 3%. Но такая цифра получается только в случае пересечения всего эфирного радиослушания всех радиостанций со всей аудиторией digital-радио.
Мы проводили свое внутреннее исследование среди посетителей сайтов наших радиостанций, и оно показало несколько другие цифры, которые подтвердили наше предположение о том, что на уровне одной радиостанции картина иная. Процент слушателей исключительно через интернет оказался намного выше. Самый большой процент слушания только в интернете показало «Радио 7 на семи холмах» — 17% аудитории. В среднем по ЕМГ эксклюзивная доля — около 6%. То есть для каждой радиостанции эти показатели сильно разнятся.
— В 2015 году ЕМГ запустила сервис онлайн-радио Chameleon, но, поработав чуть меньше года, он был закрыт. Нет ли идеи возобновить проект?
— Нет, проект Chameleon не оправдал ожиданий. Оказалось, что все наши бренды настолько сильны, что загнать их под единый зонтичный бренд невозможно без ущерба для каждого из них. Поэтому мы решили развивать отдельные сайты наших радиостанций.
— Но в холдинге были намерены сохранить наработки Chameleon— например, общий плеер для всех станций. Используете его сейчас?
— Мы создали собственный мультиплеер, где представлены все наши форматы. То есть, скажем, на сайте europaplus.ru вы можете послушать не только прямой эфир «Европы Плюс», но и любую другую радиостанцию холдинга, можете переключаться между ними. Основная цель — сохранить внимание слушателей как можно дольше, вовлечь посетителей сайтов в слушание радио, а также предложить им альтернативные стримы. Мы реализовали проект совсем недавно, но уже видим некоторый прирост прослушиваний. Пока это порядка 5%.
— Сейчас все более популярным аудиоформатом становятся подкасты. Как вы оцениваете их потенциал в России?
— Когда-то в этот формат очень поверил Василий Стрельников (российский радио- и телеведущий. — Прим. ред.) и долгое время был его амбассадором, пока не разочаровался и не сказал, что подкасты в России умерли. Но именно в этот момент они начали набирать популярность.
Пока этот сегмент развит незначительно, и о его будущем можно высказаться достаточно точно — оно туманно. Но мы, безусловно, работаем с подкастами, поскольку есть некий спрос у аудитории. Особенно это касается разговорных форматов.
Роман Емельянов,генеральный директор «Европейской медиагруппы» (ЕМГ).
Родился 3 июня 1975 года в Москве. Окончил актерский факультет Высшего театрального училища им. Щепкина.
Начинал как ведущий на «Авторадио» в 1996 году. Через год стал креативным продюсером и ведущим «Радио 7 на семи холмах». С 1999 по 2004 год был PR-менеджером и ведущим на «Эльдорадио» в Санкт-Петербурге. С 2004 года — продюсером специальных проектов и ведущим на «Ретро FM».
В 2007 году занял должность программного директора «Русского радио». В 2015 году стал генеральным продюсером радиостанции «Хит FM». В сентябре этого же года сообщил о своем уходе из «Русской медиагруппы» и занял пост генерального продюсера радиостанции «Новое Радио». В июле 2016 года был назначен генеральным директором «Европейской медиагруппы»
Является радио- и телеведущим, продюсером, композитором. Написал гимн футбольного клуба «Спартак», пробовал себя в театре и кино в качестве актера. В 2018 году написал художественную книгу «Вата, или не все так однозначно».
«Штат Mediascope пока полностью загружен задачами ТВ»
— Какие изменения в связи с трансформацией рынка сейчас претерпевает формат радиорекламы?
— Тем или иным образом рынок постоянно трансформируется. Если говорить о диджитализации, то, разумеется, мы работаем над новыми форматами и кейсами. Но по большому счету это пока еще вне зоны наших коммерческих интересов, потому что рынок digital-аудиорекламы довольно маленький, немногим более 100 млн рублей на всю страну, и не является привлекательным куском пирога. В то же время мы все понимаем, что это один из возможных вариантов нашего рекламного будущего, поэтому прикладываем все усилия, чтобы войти в эту эру подготовленными. Например, в конце 2017 года мы запустили единый аудиоформат pre-roll plus. Это аудиоролик длительностью 15 секунд и одновременно появляющийся интерактивный баннер, которые размещаются на площадках перед запуском основного потока при нажатии кнопки Play.
Рынок digital-аудиорекламы довольно маленький, немногим более 100 млн рублей на всю страну, и не является привлекательным куском пирога
— Существует ли идеальный креатив для аудиорекламы?
— Все зависит от рекламодателя и тех задач, которые он ставит перед рекламным роликом. Нельзя сказать, что тот или иной формат, тот или иной жанр является идеальным. Где-то юмор пойдет на пользу, где-то он, наоборот, нанесет продукту вред. В каком-то случае предпочтительнее решение ролика в виде музыкальной композиции — он может повысить узнаваемость бренда, но в каком-то, наоборот, это покажется неуместным. Здесь важна совместная работа креативщиков и маркетологов в построении стратегии кампании.
— Объем рекламы на радио, по данным АКАР, вырос в 2017 году на 3%. Это минимальная динамика, но за счет чего произошел рост в сегменте?
— В сегменте в прежней доле восстановилась категория автомобилей, а также после прошлогодних стрессов, связанных с санациями, активизировались банки и другие финансовые структуры. Если говорить про «Европейскую медиагруппу», то динамика наших показателей оказалась более чем втрое выше среднерыночных значений, предоставленных АКАР: +10,6% по общим оборотам в 2017 году.
На рынке радио случилась очередная волна демпинга. Поскольку радио — очень высококонкурентное поле, такие волны время от времени прокатываются. В такой ситуации кто-то падает в цене ниже рынка, а кто-то пытается решить проблемы клиентов другими способами, не опускаясь ниже рынка. Мы стараемся удерживать стоимость размещения, работаем с агентствами и прямыми клиентами, за счет этого у нас все хорошо.
— Что позволяет рынку радио, в отличие, например, от прессы, расти, а не падать?
— Существует прямая связь между размером аудитории и рекламными доходами. Аудитория радио за неделю почти на 60% превышает аудиторию газет и вдвое — аудиторию журналов (данные Mediascope, Marketing Index — Россия (города 100+, возраст 16+, 2 полугодие 2017 г.). — Прим. ред.).
— Какое медиа, на ваш взгляд, сильнее остальных отъедает рекламные бюджеты у радио?
— В офлайн-среде — это, конечно, телевидение. В связи с существующей гиперинфляцией, вызванной действиями монополиста. Ну и интернет, который создает у рекламодателей иллюзию моментальной обратной связи.
— Какие у вас ожидания по рынку радиорекламы в 2018 году?
— Наш прогноз на 2018 год позитивный — рост рынка 3–5%, если не будет серьезных экономических или политических потрясений.
Многие интернет-компании сейчас пришли к ситуации, когда искать новых посетителей или покупателей только среди интернет-пользователей становится уже сложно. И тут возникает вопрос, как расширить аудиторию, где получить новые контакты. У радио хороший шанс: оно не так дорого, как ТВ, но при этом может дать большой охват в достаточно короткий срок. Например, оповестить новых потенциальных потребителей, которые живут в интернете, об услугах рекламодателя.
— Какие изменения в составе рекламодателей происходят на рынке в данный момент?
— Если говорить о бюджетах рекламодателей Москвы и сетей, то в 2017 году структура топ-5 крупнейших категорий радио вернулась к списку, который был до 2016 года.
По-прежнему лидером среди сегментов, если мы говорим о прямой рекламе, являются автомобили. Следующая по величине категория — «Медицина» — осталась в пятерке крупнейших на том же, втором месте. Банковская и страховая реклама существенно поднялась в ранге в 2017 году — с шестого места на третье. Этот факт имеет простое объяснение — в прошлом году у многих весьма крупных банков были отозваны лицензии, это повлияло на весь сектор и рекламную политику.
Доля категории «Строительство и недвижимость» в 2017 году немного сократилась, что привело к небольшому падению ее позиций. Причиной, скорее всего, является продолжающаяся стагнация на рынке практически всех типов недвижимости, которая составляет значительную часть бюджетов категории. Последняя из топ-5, категория «Ритейл», также несколько уменьшила свою долю.
Категория «Связь, телеком», вошедшая в пятерку крупнейших рекламодателей радио в 2016 году, стала шестой. Активность сотовых операторов в 2017 году сократилась в Москве, но была выше среднерыночной в сетевом размещении.
Из крупных категорий рекламодателей, оставшихся за пределами пятерки, наиболее динамичными по итогам года стали категории «Интернет» и «Продукты».
— Как формировались цены на рынке радиорекламы в 2017 году?
— Медиаинфляция составляла около 4% — это наша оценка в среднем по рынку прямой рекламы на радио в сегменте Москва+Сети. Но медиаинфляция очень неравномерна: у одних игроков значительно выше, у других — вообще отрицательная. В целом АКАР давал оценку по рынку радио +3%.
— Насколько вырастут цены в 2018 году?
— Наш прогноз по рынку — на 3–5%.
— Рынок радиорекламы очень плохо мониторится. Например, в панели Mediascope всего 14 городов, включая Москву и Питер. Почему не финансируете развитие панели?
— Мы вкладываемся в развитие мониторинга рекламы. Например, в 2017 году стартовал мониторинг радиорекламы в Воронеже. Это было сделано по нашему запросу и на деньги ЕМГ компанией AD Monitor. В 2018 году мы добавили к Воронежу Краснодар. С тем же партнером.
Сейчас мы фактически делим львиную долю финансирования только с ГПМ Радио. Уйди один из нас, проект локального мониторинга радиорекламы может закрыться
А чтобы развивался мониторинг, который производит Mediascope, необходимо, чтобы на него подписывалось больше игроков рынка. Сейчас мы фактически делим львиную долю финансирования только с ГПМ Радио. Уйди один из нас двоих, проект локального мониторинга радиорекламы может закрыться. Вот это — ненормально.
— Возможен ли в настоящее время переход на систему продаж рекламы на радио по GRP?
— Измерения на радио и на ТВ похожи, но отличаются тем, что у ТВ они более подробны. У ТВ это аппаратные замеры, которые учитывают смотрение респондентов с точностью до секунды и показывают, кто что смотрел, в том числе рекламу. У радио это опросы, 15-минутки, с минимальным периодом для Москвы и Питера в три месяца с роллингом каждый месяц. Суть продаж по GRP в том, что эффективность рекламной кампании клиента подтверждается количеством контактов с конкретной рекламой именно этого рекламодателя. То есть после того, как рекламная кампания прошла, рекламодатель получает данные о том, сколько человек было охвачено: если меньше, чем было обещано, мы компенсируем это за наш счет.
Конечно, в условиях плотной конкуренции мы за то, чтобы предлагать рекламодателям более прогрессивные техники продаж. Но нашего желания недостаточно — важно еще, чтобы был готов аппарат медиаметрии, с помощью которого, собственно, должна вестись торговля по GRP.
От лица радиосообщества мы сформулировали запрос в Mediascope о возможности реализации пост-кампейн анализа для радио, в который упирается вся идеология продаж по GRP. Получили ответ, что решение возможно. Но его реализация потребует и технологических, и интеллектуальных вложений, и, возможно, дополнительных инвестиций со стороны участников рынка. Но это все отложено, так как штат Mediascope пока полностью загружен задачами ТВ.
— Нет ли в радиоиндустрии идеи создать единого селлера, как на ТВ?
— Время от времени идеи о создании единого селлера возникают и внутри индустрии, и поступают предложения извне, но эта идея выглядит, скорее, утопической, потому что пока очень сложно договориться и найти компромисс.
Технически на радио можно осуществить так называемое Big Radio. Mediascope уже озвучили нам, что это возможно, но пока в приоритете ТВ
— Вы сами продаете рекламу на своих радиостанциях?
— В ЕМГ входит коммерческий департамент, функционирующий как внутреннее рекламное агентство, — «Медиа Плюс». Оно и осуществляет продажу рекламы на всех станциях группы.
— Сейчас активно обсуждают Big TV Рейтинг. Можно ли говорить про так называемое Big Radio в будущем?
— Технически на радио можно осуществить так называемое Big Radio. А в рамках одного холдинга это вообще естественно, но для того, чтобы этот проект был реализован, концепции мало: нужен инструментарий, важно исследовательское обеспечение. Mediascope уже озвучили нам, что это возможно, но пока в приоритете опять же ТВ.
По большому счету, в проекте Big TV удалось объединить в одну схему продаж мелкие каналы, продавать их оптом. Мы это реализовали давно — в рамках нашего холдинга существует проект «Тотальное радио».
— Что сейчас происходит с этим проектом и какие радиостанции в него входят?
— Этот коммерческий продукт обеспечивает размещение рекламы как в Москве, так и по сети. Он включает станции ЕМГ: «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM» и «Новое Радио». Проект по-прежнему остается самым охватным на радио.
— Какая часть оборота холдинга приходится на этот проект?
— Мы не раскрываем такие данные.
— Расскажите о финансовых показателях холдинга по итогам 2017 года.
— Консолидированная выручка группы от рекламы по МСФО увеличилась на 6,8%, но это не включая наши новые активы — компанию «Новое Радио» и журнал «Профиль». В 2018 году планируем вырасти в этом отношении еще на 1,2%. Операционный результат холдинга за 2017 год составил 766,3 млн рублей, что на 33,5% выше, чем годом ранее. Прогноз на 2018 год по операционному результату у нас ниже на 7,3% — 710,1 млн рублей.
— Какова сейчас доля ЕМГ на рынке?
— Доля на рекламном рынке — около 40%. Аудиторная доля составляет 25,9%, более 40 млн слушателей в неделю. Вообще в портфеле ЕМГ три станции, которые входят в топ-5 по аудитории в России. Это «Европа Плюс» — недавно она отметила десятилетие непрерывного лидерства на российском рынке, «Дорожное радио» и «Ретро FM».
«ЕВРОПЕЙСКАЯ МЕДИАГРУППА» (ЕМГ)
Российский медиахолдинг, созданный в 2006 году. Включает в себя национальные радиовещательные сети «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Новое Радио», «Спорт FM», «Радио 7 на семи холмах», радиостанцию «Эльдорадио» в Санкт-Петербурге, проект STUDIO 21, еженедельное издание «Профиль» и интернет-ресурс profile.ru.
Совладельцами холдинга являются ООО «СДС медиахолдинг» — 51,66%, АО «Медиа плюс» — 46,9%, ЗАО «Европа плюс» — 1,44% (данные ЕГРЮЛ). Конечные бенефициары — совладельцы Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрей Козицын, Игорь Кудряшкин и Андрей Бокарев.
Вещание радиостанций, входящих в состав ЕМГ, охватывает более 2 400 городов и населенных пунктов России, стран СНГ и Балтии. По данным Mediascope за октябрь 2017 г. — март 2018 г., совокупная ежедневная аудитория радиостанций ЕМГ в городах России с населением свыше 100 тыс. человек составляет около 22,6 млн человек (35,5%), совокупная еженедельная аудитория — около 40,3 млн человек (63,4%).
Операционная прибыль холдинга за 2017 год составила 766,3 млн рублей. Прогноз руководителей компании на 2018 год — 710,1 млн рублей.
«Нe очень понимаю тех людей, которые накупят сначала себе всего, а потом не знают, что с этим делать»
— В одном из интервью вы говорили, что радиостанции должны быть не только передающими устройствами, но и агрегаторами собственного контента. Какой контент ваши радиостанции производят сейчас?
— Несомненно, собственный контент — это одна из главных вещей уже сегодня, а в будущем — тем более. Если говорить про «Европу Плюс», то там происходит и онлайн-вещание, и видеотрансляции 24 часа в сутки, а также публикуется огромное количество подкастов. Это все контент, который производится силами коллектива станции и который является полностью оригинальным продуктом.
Что касается «Нового Радио», это, например, «Живая среда» — концерты, которые проходят в технологически уникальной студии. Уже появляется и на «Европе Плюс», и на «Новом Радио», и на других наших станциях контент, который зачастую вообще не связан с радиоэфиром и в него даже не попадает. Он выходит под брендом той или иной радиостанции и набирает миллионы просмотров. Сегодня эффект от этого в большей степени — промо. Благодаря этому контенту повышается уровень узнаваемости бренда, но я уверен, что не за горами то время, когда мы сможем это каким-то образом монетизировать, использовать в спецпроектах.
— «Новое Радио» — это целое мультимедийное пространство с дорогим оборудованием, в том числе и телевизионным. Окупились ли вложенные инвестиции?
— Окупить подобные вложения за два года, разумеется, просто невозможно, но мы уверены, что в ближайшее время этот проект выйдет на самоокупаемость. Будем наращивать количественные показатели целевой аудитории радиостанции. В самых ближайших планах — проведение большого музыкального конкурса совместно с Warner Music Russia. Победитель получит профессиональную запись сингла, его ротацию на «Новом Радио» и контракт со звукозаписывающей компанией.
— Недавно вы запустили радиостанцию о хип-хопе и молодежной культуре STUDIO 21. Она начала свою работу в Тольятти на частоте принадлежавшего ЕМГ «Радио для друзей». Почему было решено отдать частоту под новый проект?
— Формат STUDIO 21 показался нам более интересным и перспективным. Но изначально этот проект не рассматривался как радиостанция, мы не планировали вводить его в FM-диапазон. Он был нацелен исключительно на онлайн. Это должен был быть портал, на котором, среди прочего, был бы представлен аудиопоток. Но продукт получился настолько интересным, что мы решили использовать существующие активы для того, чтобы донести его до более широкой аудитории. Нам показалось, что такой борзой музыки в радиодиапазоне нет.
— То есть у проекта нет конкурентов?
— На данный момент у этого проекта соперников нет, но у нас уже есть информация о том, что наши конкуренты, узнав о запуске STUDIO 21, спешно решили запустить похожие продукты. Что у них получится — узнаем в ближайшее время. Будем надеяться, что они отнесутся к этому формату бережно и не отторгнут от радиоэфира некачественным и нечестным продуктом молодую аудиторию.
— Появится ли станция STUDIO 21 в Москве?
— Мы запускаем радио в Рязанской области и Ставропольском крае, на частотах того же формата. В Москве у ЕМГ нет частоты, которую мы могли бы выделить под STUDIO 21, по крайней мере пока. Но мы обсуждаем такую возможность с партнерами.
— Расскажите, во сколько обходится запуск новой радиостанции?
— Все зависит от того, какой это формат — разговорная станция или музыкальная, собираетесь ли вы уделять внимание развитию digital или визуализации. Все очень индивидуально и зависит от тех планов и задач, творческих в том числе, которые перед вами стоят, поэтому сложно назвать какую-то среднестатистическую сумму. Для того чтобы радиостанцию начали уже через полгода узнавать, разумеется, нужно делать весомые вложения в продвижение, потому что сегодня пробиться через поток рекламной информации в таком серьезном конкурентном поле сложно и дорого.
— Что происходит на радиостанции «Спорт FM» в рамках Чемпионата мира по футболу в России?
— Естественно, весь эфир перестроен к этому глобальному событию. Кроме того, радиостанция подготовила спецпроект — «Территория Футбола» в Hard Rock Café на Новом Арбате в Москве. Болельщики смотрят матчи Чемпионата мира, поддерживают любимые команды, а также участвуют в конкурсах и получают призы от «Спорт FM». Внутренний футбольный чемпионат, новый сезон которого стартует в конце июля, тоже не останется без внимания.
— Наблюдается ли у спортивной радиостанции приток рекламодателей на период проведения крупных спортивных событий?
— Да, наблюдается. В частности, мы реализуем большое количество спецпроектов. Повышенный интерес спортивные события вызывают у категорий «Автомобили», «Масла», «Мужская медицина». Например, два масштабных проекта в этом году проходят совместно с европейским производителем масел Mannol. Также среди наших постоянных партнеров: Subaru, Stada, Bud, Coca-Cola, Kia, «Мегафон» и другие.
— В конце декабря 2017 года последний из оставшихся журналов «Издательского дома Родионова» «Профиль» вошел в состав активов ЕМГ. Зачем радиохолдингу журнал? Что планируете с ним делать?
— «Европейская медиагруппа» давно вышла за пределы радиохолдинга в его традиционном понимании. Мы развиваем различные медиапроекты, и «Профиль» — один из них. Сейчас идет работа над развитием сайта profile.ru. В начале года на должность главного редактора объединенной редакции был назначен Александр Белоновский, который имеет опыт управления известными интернет-проектами в сфере СМИ.
Достаточно много владельцев частот готовы расстаться со своими активами, но назвать их сегодня привлекательными язык не повернется
— Топ-менеджеры УГМК (Уральской горно-металлургической компании) Игорь Кудряшкин, Андрей Козицын и Андрей Бокарев в июле прошлого года консолидировали 100% радиохолдинга ЕМГ, докупив 25% у «Сибирского делового союза». Как вы считаете, чем вызван интерес бизнесменов к радиорынку?
— Во-первых, хочется отметить тот факт, что «Европейская медиагруппа» — далеко не первый медиаактив наших акционеров, поэтому они имеют определенный опыт и интерес в этой сфере. Во-вторых, как истинным патриотам, им небезразлично развитие медиа в нашей стране и, как это ни банально звучит, появление хорошей качественной музыки в радиоэфире.
— Как вы считаете, через сколько лет они смогут вернуть свои инвестиции?
— Этот вопрос лучше адресовать акционерам.
— Есть ли еще на рынке привлекательные для покупки радиоактивы?
— Насколько мне известно, достаточно много владельцев частот готовы расстаться со своими активами, но назвать их сегодня привлекательными язык не повернется. Только в том случае, если у вас есть какая-то гениальная идея или готова творческая концепция, в которую вы верите и которая в ближайшем будущем принесет вам должную отдачу.
— Каковы планы «Европейской медиагруппы» на ближайшее будущее: собираетесь покупать новые частоты или переформатировать имеющиеся?
— Приобретать ничего пока не планируем. Потому что, во-первых, не до конца еще рассчитались за предыдущие наши приобретения. Я имею в виду «Дорожное радио». А во-вторых, для начала нужно освоить то, что есть. У нас, как я уже сказал, достаточно много интересных стартапов, и мне кажется, что до того, как покупать новые частоты и делать новые продукты, нужно, чтобы эти встали крепко на ноги, пошли, и тогда уже можно будет думать о новых экспериментах. Честно говоря, я не очень понимаю тех людей, которые накупят сначала себе всего, а потом не знают, что с этим делать.
ИНТЕРВЬЮ: Инна Смирнова // Фото: Татьяна Рябова