История рекламного рынка.live

Реклама в московском метро

Реклама в московском метро

Надзорное ведомство выявило в деятельности ГУП «Московский метрополитен» «грубые нарушения федерального законодательства» и поставила перед Собяниным вопрос об увольнении Дмитрия Гаева. Про коммерческую и, в частности, рекламную, деятельность метрополитена в сообщении Генпрокуратуры ничего не говорилось.

 

Зато «Олимп» упоминался в феврале 2011 года на пресс-конференции в Счетной палате, после того как она вместе с Контрольно-счетной палатой Москвы закончила инициированную Собяниным проверку «целевого и эффективного использования средств, направленных на развитие и содержание транспортного комплекса Москвы». Аудиторы, как сообщил журналистам председатель столичной Контрольно-счетной палаты Виктор Двуреченских, обнаружили в метро 431 незаконно установленную крупногабаритную рекламную конструкцию. Однако основной акцент был сделан на невысоких отчислениях «Олимпа» метрополитену – всего 680 млн руб. в год ($22,4 млн по среднему курсу ЦБ за 2010 год), что составляло только треть выручки компании. ГУП мог бы увеличить рекламные поступления на 10-20%, если бы сдавал в аренду не сами места, а конструкции, заявил тогда Двуреченских.

 

Однако в самом отчете, опубликованном Счетной палатой по результатам этой проверки, ни «Олимп», ни реклама в метро вообще никак не упоминались. А первый заместитель начальника московского метрополитена Игорь Ермоленко в мае 2011-го в ответе на запрос «Коммерсанта» назвал другую, более высокую сумму отчислений «Олимпа»: по итогам 2010 года она равнялась 783 млн руб. (около $25,8 млн). Впрочем, это были выплаты с НДС, так что противоречия с данными аудиторов нет.

 


Скан ответа метрополитена

 

Выручка компании по РСБУ в 2010 году превысила 2,3 млрд руб. без НДС (почти $77 млн), прибыль от основной деятельности – 887 млн руб. ($29 млн), чистая прибыль – 619 млн руб. ($20 млн) На тот момент доля «Олимпа» на столичном рынке наружной рекламы составляла, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», около 15%, на российском – 7,5%.

 

К маю 2011 года московские чиновники были готовы к проведению очередных торгов, чтобы новый рекламный партнер приступил к работе с минимальной паузой, после того как в июне истечет договор с «Олимпом». Было решено, что это будет открытый аукцион, на котором одним лотом будут разыграны на пять лет все рекламные возможности столичной подземки. Реклама табака и алкоголя в метро больше не допускалась, и это отдельно прописывалось в проекте договора с победителем аукциона.

 

К тому моменту созданный в декабре 2010-го департамент СМИ и рекламы (тогда комитет рекламы, информации и оформления был объединен с комитетом по телекоммуникациям и СМИ) практически согласовал с ГУП «Московский метрополитен», организатором торгов, стартовую стоимость пятилетнего контракта. В первый год она должна была быть не ниже 1,03 млрд руб. (около $37,5 млн на 3 мая 2011 года) с последующей ежегодной индексацией на величину инфляции.

 

Но эта сумма, и так предполагавшая рост выплат почти на треть, затем была увеличена. Дело в том, что 5 мая 2011 года состоялся аукцион по выбору рекламного подрядчика ГУП «Мосгортранс», управляющего всем наземным общественным транспортом столицы. На этих торгах пятилетний контракт благодаря активной игре на повышение, которую устроило ООО «Агентство недвижимости «Бульварное кольцо», ранее на рекламном рынке неизвестное, подорожал почти в пять раз: со стартовых 442,2 млн до 2,189 мрлд руб. (почти $80 млн на дату аукциона). Такой ажиотажный спрос стал сюрпризом для организаторов торгов, и сразу после аукциона руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников заявил, что условия для следующего аукциона – по выбору рекламного подрядчика метро – будут пересмотрены.

 

Новая стартовая сумма контракта была определена уже почти в 1,587 млрд руб. за первый год (около $57 млн на дату объявления аукциона), каждый следующий год она увеличивается на коэффициент инфляции, но не менее, чем на 8,3%. Иными словами, минимальная стоимость договора в первый год выросла вдвое по сравнению с отчислениями «Олимпа» за 2010 год. Владимир Черников перед аукционом в беседе с «Коммерсантом» не исключал, что в ходе торгов контракт может подорожать до 3 млрд руб. за первый год.

 

Рекламный инвентарь московского метрополитена, выставленный на аукцион 2011 года

  • Лайтбоксы

    Количество: 175 шт.
    Общая площадь: 800 м2

    Лайтбоксы
  • Световые щиты

    Количество: 647 шт.
    Общая площадь: 1348 м2

    Световые щиты
  • Несветовые щиты

    Количество: 1155 шт.
    Общая площадь: 2097 м2

    Несветовые щиты
  • Эскалаторные щиты 1,8 x 1,2

    Количество: 2631 шт.
    Общая площадь: 5683 м2

    Эскалаторные щиты 1,8 x 1,2
  • Щиты для сводов

    Количество: 97 шт.
    Общая площадь: 151 м2

    Щиты для сводов
  • Указатели

    Количество: 828 шт.
    Общая площадь: 416 м2

    Указатели
  • Путевые постеры

    Количество: 653 шт.
    Общая площадь: 5186 м2

    Путевые постеры
  • Стикеры на дверях вестибюлей*

    Количество: 8163 / 4135 шт.
    Общая площадь: 678 / 344 м2

    Стикеры на дверях вестибюлей*
  • Стикеры на витражах дверей вестибюлей 0,8 x 0,3

    Количество: 175 шт.
    Общая площадь: 42 м2

    Стикеры на витражах дверей вестибюлей 0,8 x 0,3
  • Стикеры в вагонах

    Количество: 433784 шт.
    Общая площадь: 36855 м2

    Стикеры в вагонах
  • Рекламные блоки на схемах в вагонах

    Количество: 29272 шт.
    Общая площадь: 1673 м2

    Рекламные блоки на схемах в вагонах
  • На флагах 1,0 х 1,5

    Количество: 131 шт.
    Общая площадь: 196 м2

    На флагах 1,0 х 1,5
  • Широкоформатные мониторы ИРС 0,645 х 1,15

    Количество: 216 шт.
    Общая площадь: 160 м2

    Широкоформатные мониторы ИРС 0,645 х 1,15

Всего

Количество: 481623 / 47742 шт.
Общая площадь: 55526 / 55191 м2

* Приведены различные данные для зимы и лета, когда число дверей вестибюлей сокращается.
Источник: Акционная документация ГУП «Московский метрополитен»

 

Желающие принять участие в аукционе должны в качестве обеспечения своей заявки внести на счет 79,3 млн руб. ($2,8 млн). А победитель торгов в первые три дня после подписания договора обязан был перечислить на счет метрополитена почти 457 млн руб. ($17 млн), либо предоставить банковскую гарантию на эту сумму, либо договор поручительства.

 

Сам аукцион состоялся 21 июня. Им заинтересовались шесть компаний, но одна из заявок – по информации «Коммерсанта», группы Gallery – была отозвана. До участия в торгах в итоге были допущены ООО «Олимп», ООО «Атор», ЗАО «ЭмКо», ЗАО «Фрост» и ООО «Авто Селл».

 

Помимо «Олимпа» известным игроком на рекламном рынке среди них был только «Атор» – осколок от некогда одноименного крупного оператора наружной рекламы, большая часть активов которого еще в 2003 году перешла к News Outdoor. Этот сохранивший независимость «Атор», чьим учредителем, по данным ЕГРЮЛ, является Дмитрий Луговский, был так называемым медиаброкрером, то есть профессиональным посредником в закупках наружной рекламы. Располагался «Атор» в том же офисном центре, что и News Outdoor, поэтому сразу возникло предположение, что на аукционе «Атор» представляет интересы крупнейшего в стране оператора наружной рекламы.

 

«ЭмКо» оказалось PR-агентством Emerging Communications, принадлежащим Анне-Марии Рыклиной и Владиславу Фридману. Тот уверял «Коммерсантъ», что за ними никто не стоит и они располагают достаточными средствами, чтобы расплатиться с метрополитеном в случае победы. «Фрост» был учрежден компанией, специализирующейся на регистрации и ликвидации фирм, а затем перепродан «постоянному клиенту Александру». За «Фростом» могло стоять агентство «Лайса», рекламный подрядчик РЖД с 2006 года, рассказывал позже один из участников аукциона.

 

Наконец, ООО «Авто Селл» было учреждено Ириной Тарасовой, как выяснилось, на тот момент сотрудницей автохолдинга «Гема» Александра Геллера. Именно эта компания сделала на торгах одну единственную, но последнюю ставку и тем самым стала победителем аукциона. «Авто Селл» взял на себя обязательство в первый год выплатить метрополитену почти 2,38 млрд руб. ($84,5 млн по курсу на день аукциона), что было в полтора раза больше стартовой цены и в три – отчислений «Олимпа». Всего за пять лет платежи «Авто Селла» должны были превысить 14 млрд руб.

 

 

Из-под земли – в небо

 

«Мы еще вернемся», – заявил гендиректор «Олимпа» Вадим Юхнович, покидая 21 июня 2011 года зал, где проходил аукцион по выбору нового рекламного подрядчика московского метрополитена. К 30 июня «Олимп» должен был демонтировать все свои конструкции, поэтому его дилеры заранее предупредили клиентов, что их ранее оплаченные рекламные кампании с июля проводиться не будут.

 


Скан письма «Альмакора» своим клиентам

 

Как юрлицо ООО «Олимп» просуществовало еще несколько лет. Лишь в апреле 2014 года само общество, приняв решение о ликвидации, подало в арбитражный суд Москвы заявление о собственном банкротстве. Это означает, что у «Олимпа» оставалась задолженность, погасить которую компания была не в состоянии. Единственным кредитором «Олимпа», с которым тот не смог рассчитаться, оказалось столичное ООО «Сфера». Этой компании, учрежденной Еленой Кузовкиной, бывший рекламный подрядчик метрополитена задолжал более 22,4 млн руб. (с учетом неустойки и пени). В декабре 2014 года конкурсное производство в отношении «Олимпа» было завершено, в марте 2015 года ООО официально прекратило свою деятельность.

 

К этому времени команда «Олимпа» уже работала на новом месте. С апреля 2013 года новым рекламным подрядчиком терминала D аэропорта Шереметьево (в этом терминале базируются «Аэрофлот» и его партнеры по альянсу Sky Team) стала компания «МАШ Реклама». Изначально она называлась «Альмакор», и ее учредителем был Альберт Теплицкий, бывший коммерческий директор «Олимпа». Впоследствии владельцем «МАШ Рекламы» стала TPS Avia, а с февраля 2016 года – АО «Аэропорт Шереметьево», в котором 68,4% принадлежит TPS Avia, а оставшиеся 31,6% – Росимуществу. Бенефициарами TPS Avia являются семьи Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько.

 

 

«Для нас [то есть организаторов торгов] «Авто Селл» такая же загадка, как и для вас», – заявил журналистам сразу после аукциона руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников. Однако чиновник подчеркнул, что, по его мнению, «это люди серьезные», которым стоит доверять.

 

 

Чем известен Александр Геллер

 

Бывший офицер ВДВ, Александр Геллер начал торговать автомобилями, по информации Forbes, в 1992 году. В 1995-м созданный Геллером холдинг «Гема» сделал ставку на перевозку легковых автомобилей, и спустя десять лет, к 2007 году, был уже крупнейшим в стране владельцем автовозов. Кроме того, «Гема» стала предоставлять свой автотранспорт для перевозки федеральных и региональных чиновников, депутатов, сотрудников госкомпаний. Как дилер «Гема», по собственным данным, продает в своих салонах такие марки, как Audi, BMW, Skoda, Mecedez-Benz. Наконец, в состав холдинга входит подразделение «Гема Инвест», которое, как сказано на сайте холдинга, управляет объектами недвижимости в Москве, Московской и Ленинградской областях.

 

В 2004 году журнал Forbes поставил «Гему» в рейтинге крупнейших непубличных компаний России на 73-е место, оценив ее выручку в 2003-м в $310 млн. По итогам 2004-го она равнялась уже $380 млн. В 2012 году Forbes оценил выручку «Гемы» в 25 млрд руб. (около $804,5 млн), что позволило холдингу занять тогда 188-е место в топ-200 крупнейших частных компаний страны. Впоследствии «Гема» в этот рейтинг больше не попадала.

 

В 2007 году Forbes назвал основателя «Гемы» Александра Геллера одним из кандидатов в «золотую сотню» богатейших бизнесменов России. Однако в этом рейтинге Геллер ни разу так и не появился. Зато журнал «Финанс» регулярно включал владельца «Гемы» в список самых богатых людей России. В 2008 году Геллер в рейтинге «Финанса» занял 222-е место с состоянием $400 млн, или 9,8 млрд руб. В кризисном 2009-м это было уже 295-е место с $70 млн, или 2 млрд руб., в 2010-м – 226-е место с $360 млн, или 10,9 млрд руб., в 2011-м – 287-е место с $340 млн, или 10,2 млрд руб.

 

Александру Геллеру с 2013 года принадлежит 52,7% Холдинвестбанка. По размеру активов на второй квартал 2016 года (более 742 млн руб.) он в рейтинге «Интерфакса» занимает 563-е место, по собственному капиталу (почти 600 млн руб.) – 366-е.

 

Сколько зарабатывала «Гема»

Год Выручка «Гемы» Персонал
(тыс. человек)
млн $ млрд ₽
2003 310 9,5 нет данных
2004 380 10,9 5,1
2005 460 13 4
2006 530 14,4 4,2
2007 751 19,2 5,1
2008 848 21,1 2,9
2009 504 16 2,9
2010 560 17 3
2011 714 21 3,1
2012 804 25 3,5

* Данные за 2003-2006 годы, приведенные в долларах, а данные за 2007-2012 годы, приведенные в рублях, пересчитаны по среднему курсу ЦБ за каждый год.
Источник: Forbes

 

То, что руководитель департамента не знал, почему рекламой в метро решил заняться основной владелец «Гемы» Александр Геллер, сразу вызвало сомнения. В 2006-2010 годах Черников работал в аппарате Государственной Думы, сначала заместителем начальника управления делами, затем – начальником финансово-экономического управления. А «Гема» тогда была поставщиком автотранспорта для депутатов.

 

«С «Гемой» и ее владельцем я впервые столкнулся, когда работал в аппарате Государственной Думы, – признавал Черников позже, в 2013 году, в интервью «Комсомольской правде». – И начались наши отношения со взаимной неприязни, практически со скандала». Черников, по его словам, инициировал торги по выбору нового поставщика, что не очень понравилось действующему подрядчику «Геме», но она тем не менее приняла участие в аукционе и выиграла его, сделав самое привлекательное предложение. Государство в итоге сэкономило 300 млн руб., резюмировал чиновник. «Вполне допускаю, что Александр Геллер со своей «Гемой» пришли на аукцион по рекламе в метро именно благодаря мне, – рассуждал Черников. – Ведь им на собственном опыте было известно: торги будут честными и прозрачными»

 

Почему владелец автохолдинга решил заняться рекламой? Сам Геллер однажды сказал журналисту «Коммерсанта», что контракт с метрополитеном повышает статус «Гемы» в глазах высших столичных чиновников: дескать, если он будет представлен мэру как человек, благодаря которому метро заработало столько-то миллиардов, то вправе рассчитывать на какую-либо благодарность. Геллер рассчитывал «отбить» этот явно обременительный контракт на проектах в других областях, которые он получит от московских чиновников, утверждал и руководитель одного из рекламных агентств по итогам встречи с хозяином «Гемы».

 

Представлен Собянину Геллер был 15 октября 2013 года, когда мэр встретился с победителями прошедших тем летом аукционов на право заниматься в столице уже наружной рекламой. Тогда другая структура «Гемы» – компания ТРК – выиграла два небольших лота: 160 мест под рекламные щиты на десять лет за 2,2 млрд руб. (а уже в сентябре 2014 года ТРК получила на десять лет за 20,4 млрд руб. более 1,3 тыс. мест под щиты и конструкции небольшого формата и стала, тем самым, вторым по числу конструкций оператором наружной рекламы в Москве после Russ Outdoor).

 

«Компания «Гема», то есть я, благодаря [городской] политике пришел в рекламный рынок два года назад, когда на таких же открытых торгах выиграл конкурс [на самом деле аукцион] на метро, – обратился к Собянину Геллер. – 15 млрд [на самом деле чуть больше 14 млрд руб.] за пять лет мы платим городу. Жадность порождает бедность, поэтому довольны, хватает, все хорошо».

 

ГУП «Московский метрополитен» заключило договор № 10/12-2011 с ООО «Авто Селл» 23 июня 2011 года, третьей стороной выступал столичный департамент СМИ и рекламы. Но договор как крупную сделку должен был еще согласовать курирующий метрополитен департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Первые стикеры, которые разместил новый рекламный подрядчик, появились в вагонах метро в августе.

 

Базовые расценки у «Авто Селла» сразу оказались на 30% выше, чем у «Олимпа». Сама система продаж, однако, осталась неизменной: рекламодатели и агентства продолжат закупать рекламу через дилеров. Одним из первых уполномоченных агентов стала «Альмакор Медиа Групп» Альберта Теплицкого. Впрочем, уже через полгода его фирма от дальнейшего сотрудничества с «Авто Селлом» отказалась.

 

Перечислять метрополитену 457 млн руб. сразу после заключения контракта «Авто Селл» не стал. На эту сумму за него поручилось ООО «Интерстрой», в котором, по данным ЕГРЮЛ на конец 2010 года, 83,33% принадлежит самому обществу, оставшиеся 16,67% – его гендиректору Елене Буровинской. Этот «Интерстрой», как можно сделать вывод из судебных материалов, специализировался на договорах поручительства и в ходе проведенных в 2012 году проверок Главного управления МВД России по Москве был признан организацией, предоставляющей о себе как о поручителе недостоверные сведения. Была ли эта информация доведена до руководства московского метрополитена и столичных чиновников – не известно.

 

О том, что «Авто Селл» вряд ли осилит взятые на себя обязательства, его недоброжелатели стали говорить сразу после аукциона. Бизнес перестает быть рентабельным уже при отчислениях 2 млрд руб. в первый год, утверждал Альберт Теплицкий. А управляющий директор News Outdoor Максим Ткачев назвал итоги аукциона в комментарии «Коммерсанту» примером «вопиющей инвестиционной некомпетентности».

 

В феврале 2012 года Владимир Черников в интервью «Коммерсанту» констатировал: «Авто Селл» поднимал вопрос о пересмотре размера первого платежа. Но, настаивал чиновник, это было вызвано тем, что свои обязательства перед подрядчиком не выполнил сам метрополитен. «Рекламные места были предоставлены метрополитеном только с 1 сентября и то не в полном объеме! – указывал Черников. – И у компании возник резонный вопрос: можно ли не платить за тот период, что им не были предоставлены площади? […] И мы, департамент, в принципе готовы были поддержать их в этом вопросе. Метрополитен ответил: платите по договору [всю положенную сумму]. И они заплатили». Впрочем, уже в апреле 2012 года в договор были внесены первые изменения: он стал считаться вступившим в силу только с 20 августа 2011 года.

 

В августе 2012-го, спустя год после начала работы в метро, стало известно, что «Авто Селл» для очередного платежа привлекает в Номос-банке кредит на 300 млн руб. «Гема» и не рассчитывала окупить контракт в первый год и изначально планировала привлекать внешние средства, заверил тогда «Ведомости» собеседник в автохолдинге.

 


Скан справки «Авто Селла» о перечисленных метрополитену суммах

 

За месяц до этого в интервью журналу Outdoor Media гендиректор «Авто Селла» Злата Кривонос, однако, утверждала, что компания уже стала получать первую прибыль. «Наверное, любой новый бизнес (а для нас это новый бизнес) начинает работать себе в убыток, потом выходит на ноль, а потом начинает зарабатывать деньги, – рассказывала Кривонос. – Мы уже прошли первый этап, и прошли его в кратчайшие сроки – за несколько месяцев 2011 года».

 

Владимир Черников в декабре того же 2012 года также уверял, что бизнес «Авто Селла» безубыточен. «Александр Геллер недавно сообщил мне, что уже практически полностью окупил затраты на контракт с метрополитеном», – цитировали «Ведомости» ответ Черникова на заявления директоров сетевых агентств о том, что рынок рекламы в столичной подземке с приходом «Авто Селла» фактически разрушен. К 2013 году доходы компании уже, по крайней мере, соответствовали ее отчислениям метрополитену, признавали и дилеры «Авто Селла».

 

Впрочем, имея с самого начала поддержку департамента СМИ и рекламы, «Гема» не смогла завоевать расположение другого столичного ведомства – непосредственно курирующего метрополитен департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. В конце апреля 2011 года, то есть за два месяца до рекламного аукциона, советником мэра Москвы по всем транспортным вопросам был назначен гендиректор «Аэроэкспресса» Максим Ликсутов. В декабре 2011-го он стал руководителем департамента транспорта, а в сентябре 2012-го – еще и заместителем мэра.

 

В вопросах размещения рекламы на транспорте взгляды Ликсутова разошлись с мнением Черникова, а также курирующего его вице-мэра Александра Горбенко. В 2013 году департамент транспорта, как сообщал «Коммерсантъ», заказал консалтинговой компании McKinsey исследование на тему, как увеличить небилетные доходы метрополитена. Консультант, в частности, подсчитал, что объем рекламы в метро может достигать 5 млрд руб. (около $157 млн по среднему курсу ЦБ за 2013 год) при максимальных отчислениях «Авто Селла» в 3,27 млрд руб. в последний, пятый год контракта. Консультант предложил увеличить число рекламных подрядчиков, и осенью 2013-го руководство московского метрополитена обратилось с запросом ФАС, можно ли предоставить «Авто Селлу» право размещать рекламу на местах, которые изначально не были предусмотрены в договоре. Антимонопольная служба тогда ответила, что на все новые места и новые форматы необходимо проводить новые торги.

 

Первым рекламным проектом в обход «Авто Селла» стал в марте 2014 года полностью оклеенный рекламой LG один из составов, курсирующий по Люблинско-Дмитровской линии. Кампания была реализована агентством Arena Magic Box и его подрядчиком «Нью-Тоном». Сам метрополитен, которому тогда заплатили 1 млн руб., при подготовке проекта ссылался на поручение столичного департамента транспорта от 9 октября 2013 года «по вопросу увеличения небилетных доходов».

 

Департамент СМИ и рекламы тогда выступал категорически против появления в метро брендированных вагонов. «На сегодняшний день на рекламные площади в метро есть действующие контракты [c «Авто Селлом»], разыграны определенные объемы рекламы, – объяснял агентству M24.ru Владимир Черников. – Этому контракту осталось работать два года. Поэтому целесообразно было бы в 2016 году устроить аукцион всех рекламных площадей с учетом такого носителя, как поверхность вагонов метро. За два года мы капитально подготовимся к торгам, определим те объемы рекламы, которые не будут раздражать пассажиров».

 

Метрополитен мнение Черникова проигнорировал и уже в ноябре 2014 года объявил аукцион по выбору подрядчика, который минимум за 81 млн руб. ($1,7 млн на дату объявления торгов) в течение года сможет оклеивать рекламой девять подвижных составов на разных линиях метро. С департаментом СМИ и рекламы аукционная документация согласована не была. Однако эти торги так и не состоялись – просто не нашлось желающих. Стартовая цена завышена, а гарантии, что без поддержки департамента СМИ и рекламы этот проект будет реализован, нет, объясняли в компаниях, изучавших документацию.

 

В 2014 году общие расходы на всю наружную рекламу впервые с 2010 года, по оценке «ЭСПАР-Аналитик», не выросли, оставшись на уровне прошлого года – 40,6 млрд руб. без НДС ($1,05 млрд по среднему курсу ЦБ за 2014 год) В отдельно взятой Москве после аукционов 2013 года доходы владельцев рекламных конструкций и вовсе снизились на 3%, до 12,3 млрд руб. (без учета небольших форматов и рекламы на транспорте). Следующий, 2015-й год после резкой девальвации рубля ознаменовался падением рекламного рынка. За первый квартал затраты на всю наружную рекламу снизились на 27%, до 7-7,03 млрд руб. ($111 млн).

 

Кризис не мог не затронуть и рекламу в метро. 31 марта 2015 года «Авто Селл» заключает очередное дополнительное соглашение к договору 2011 года, и задним числом, с 1 января, делает отчисления метрополитену не ежеквартально, а ежемесячно, что существенно облегчает участь компании. Но, сделав в апреле 2015-го один платеж всего лишь на 25 млн руб., «Авто Селл» перестает платить метрополитену. ГУП отправляет своему рекламному подрядчику претензии, сначала 26 мая, потом 1 июля. На тот момент задолженность превышает 728,7 млн руб., еще 396 млн руб. составляют неустойка (1% за каждый просроченный день платежа) и пени – всего более 1,1 млрд руб., или $19,9 млн на 30 июня 2015 года.

 

9 июля ГУП отравляет «Авто Селлу» уведомление о досрочном расторжении договора. Компания доставленное курьером письмо принять отказалась. Зато 14 июля «Авто Селл» проинформировал всех своих партнеров о том, что с августа временно прекращает прием заявок на размещение рекламы. Гендиректор компании Гюля Коган тогда отрицала какую-либо задолженность перед метрополитеном. Зато она заявила, что метрополитен не предоставлял компании все предусмотренные договором места под размещение рекламы и претензии «Авто Селла» к ГУП вместе с упущенной выгодой составляют около 3 млрд руб.

 

Скан письма «Авто Селла» партнерам

 

17 июля ГУП «Московский метрополитен» официально объявило о расторжении договора с ООО «Авто Селл» «из-за многомиллионной задолженности». Перед этим метрополитен, как следовало из его сообщения, подал заявление в правоохранительные органы, поставив вопрос о возбуждении уголовного дела «в отношении должностных лиц ООО «Авто Селл» в связи с совершением действий, направленных на причинение особо крупного ущерба предприятию».

 

 

30 июля ГУП подал в арбитражный суд Москвы иск к ООО «Авто Селл» на озвученные ранее 1,1 млрд руб. Встречный иск от «Авто Селла» был подан только в ноябре, и то вместо ранее анонсированных 3 млрд руб. уже бывший рекламный партнер хотел взыскать с ГУПа почти 1,8 млрд руб. упущенной выгоды. Суд это заявление отклонил, а иск метрополитена к «Авто Селлу», наоборот, удовлетворил. После того, как в марте это решение подтвердила апелляционная инстанция, «Авто Селл» просил суд признать себя банкротом.

 

Финансово несостоятельной компания была объявлена в мае 2016 года, к этому моменту претензии метрополитена с учетом неустойки превысили 4 млрд руб. Впоследствии суд снизил их размер до 1,37 млрд руб. Но и таких денег у «Авто Селла» нет: никаким имуществом он не располагает, а уставной капитал ООО составляет всего 133,4 тыс. руб.

 

При этом после расторжения договора у «Авто Селла» сменился собственник. Если изначально учредителем компании была сотрудница «Гемы» Ирина Тарасова, то после победы на аукционе 2011 года совладельцами ООО «Авто Селл» стали его гендиректор Злата Кривонос (затем Постникова; 1%) и АО «Гема» (99%). Когда в 2014 году Постникова покинула компанию, ее доля перешла к «Геме». С октября 2015 года владельцем 85% «Авто Селла», по данным ЕГРЮЛ, был уже Олег Гореликов, работавший в разных структурах «Гемы». В январе 2016 года оставшиеся у «Гемы» 15% были переоформлены на саму компанию.

 

 

С августа 2015 года вся коммерческая информация исчезла из столичной подземки. Была объявлена подготовка к новому аукциону, и впервые за четверть века московский метрополитен остался более чем на два месяца вообще без рекламы. Оперативно выбрать нового подрядчика ГУП не смог и в конце 2015-го даже задумался о прямых продажах рекламы, без посредников. Но от этой идеи метрополитен все-таки отказался в пользу торгов. Их даже со второй попытки в августе 2016 года удалось провести, но кто все-таки в итоге получит право размещать под землей рекламу, пока не известно. Так что эта история еще закончена.

 

Кто же ему откажет?!

 

Из любого правила всегда находится исключение. Разорвав отношения с «Авто Селлом» и убрав из метро всю рекламу, в ноябре 2015 года начальники ГУПа не смогли отказать холдингу «Газпром-Медиа» в поддержке его нового эфирного спортивного телеканала «Матч ТВ». Вещатель в то время проводил полноценную кампанию в наружной рекламе и соответственно располагал денежными средствами на свое продвижение. Но руководство метрополитена, приняв во внимание «масштабность проекта», по согласованию с департаментом транспорта расклеило в вагонах подземки стикеры «Матч ТВ» практически бесплатно. Рекламодатель лишь оплатил расходы на расклейку стикеров, объяснял тогда РБК представитель департамента.

 

Другие рекламодатели через свои агентства также обращались к руководству метрополитена с предложением разместить рекламу напрямую, но получили отказ.

 

 

 

« 1 2 3 4 5