Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Профессия нетворкер: получит ли она развитие в Узбекистане

Нетворкер – это человек, который никогда не теряет друзей. За последнее время понимание этого направления расширилось и стало включать в себя нечто большее, чем просто поиск работы с помощью знакомых. Нетворкинг – это компетенция, которую можно развивать, она имеет огромное значение для бизнеса, ведь в большинстве своем люди предпочитают делать покупки или заказывать услуги у тех, кого они знают.

                           Елена Спаркс

«Я часто задаю себе и своим партнерам три вопроса: Зачем я туда иду? Что я расскажу о себе и своем бизнесе? Что я хочу там найти? Если ты подготовлен, нетворкинг будет эффективным».

Родилась в Казахстане. Руководила своим коммуникационным агентством «Sparks»,  работала телеведущей на бизнес телеканале «Atameken», перед переездом в Узбекистан была сосредоточена на консультировании людей по развитию персонального бренда. В настоящее время, вот уже несколько лет живет и работает в Узбекистане. Яркий, активный нетворкер, собирающий людей в нужное время и в нужном месте.

Образование:  регулярно дополняется в процессе общения, обмена опытом с коллегами.

Рабочий день: согласно ежедневному графику, который постоянно меняется.

Занимается нетворкингом: более 10 лет.

Основные приложения для работы: мессенджеры, социальные сети.

Нетворкинг для меня, это построение связей. Инструмент, который широко используется  в современном мире, в построении фундамента связей, перспективы долгосрочных отношений.  Это не просто обмен визитками, но профессиональное создание впечатления о себе, чтобы попасть в рекомендательную базу человека,  и потом коммуницировать с ним  в бизнесе и лично. 

В Узбекистане нетворкинг только начал свой путь.  Наше отличие от Запада заключается в том, что, если там нетворкинг популярен, ему уделяют много времени,  то здесь люди все еще закрыты. Нашим людям неудобно себя рекомендовать, как и свое близкое окружение. А нетворкинг строится с учетом того, чтобы мы могли рекомендовать свой самый ближайший круг. Если в Узбекистане будет больше инициатив по сообществам, встречам, нетворкинг будет развиваться быстрее.

Нетворкинг создает определенную платформу для рекламы, и маркетинга. Для этого существуют отраслевые нетворкинги, которые развиты на западе. А мы, пока, объединяем предпринимателей, которые позже смогут продолжать рекомендательные контакты, налаживать более тесные связи, отшлифовывать свою коммуникацию.

Начинающим нетворкерам я бы посоветовала, прокладывая дорогу, понимать ответственность. Надо  искренне подходить к людям, уметь выслушать человека, дать ему представиться, иногда проявить инициативу, найти общие темы. Это сближает. Не стоит использовать лесть, чтобы завести контакты, уважайте себя. Не надо навязываться людям в погоне за контактами.

Почитайте книгу «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци. Автор – профессиональный нетворкер США.  Она логичная, простая и крутая. Способна обезопасить людей, посоветовать не совершать те или иные ошибки. Эта книга много лет помогает мне добрым советом. Думаю, что добрый совет входит в перечень достоинств настоящего нетворкера.

                      Куролова Дилфуза

«Нетворкинг в корне отличается от непотизма или кумовства, где связи используются для предоставления привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств».

Юрист по правам человека, куратор-основатель Global Shapers Tashkent Hub.

Образование: Ташкентский государственный юридический университет, Магистр по международному праву.Академия ОБСЕ, Магистр в области политологии и безопасности.

Рабочий день: В основном с 10:00 – 19:00. Но часто я еще работаю по ночам, когда все спят. Так больше концентрации и меньше внешних отвлекающих факторов.

Занимается нетворкингом: более 11 лет.

Основные приложения для работы: Twitter, Facebook и LinkedIn. Instagram личный, но бывает что  делюсь рабочими процессами.

Нетворкинг, в переводе с английского языка означает обмен мнениями. Обычно нетворкинг начинается с одной точки соприкосновения. Симон Андерсен (Simone Andersen) в своей книге отмечает очень интересную фразу: «Having a good network is like being genuinely present in your life» (англ: Хорошие связи/нетворкинг – это все равно что искренне/по-настоящему присутствовать в своей жизни). Нетворкинг заключается в обмене информацией и идеями исключительно на базе профессиональных качеств человека.

Чтобы заниматься нетворкингом профессионально, необходимы коммуникации. Очень важно уметь выстраивать профессиональные отношения с людьми и быть тактичным. Общаясь, важно понимать где есть профессиональные границы и уважать бизнес-этику. Говоря про бизнес-этику, я имею в виду любые рабочие отношения, не важно в какой сфере. Стили коммуникаций могут отличаться от типа личности (интроверт или экстраверт), тем не менее если научиться правильно выстраивать профессиональную коммуникацию, то можно смело наращивать нетворкинг.

В Узбекистане нетворкинг развивается быстро. Я думаю, уже есть большие нетворкинг-сети в бизнес среде и в сфере гражданского общества. Но тут нужно понимать, одно дело иметь нетворк, другое, эффективность данных сообществ. Ведь через нетворкинг можно решать множество вопросов и продвигать различные проекты и идеи. Конечно, нужно больше работать над продвижением его важности и ценности, развивая параллельно коммуникационные навыки и селф-брендинг.

Что можно посоветовать тем, кто собирается идти в нетворкинг? Я не нетворкер по профессии, но зато я юрист по правам человека с большим опытом нетворкинга в своей сфере. Исходя из своего опыта могу сказать, что важно понимать:

- кто ваша целевая аудитория, какой нетворкинг вы хотите;

- какие у вас ценности и принципы, так вам будет легче взаимодействовать с людьми и выстраивать профессиональные коммуникации;

- иметь коммуникационные навыки – не быть назойливым, или наоборот безучастным;

- быть готовым к сотрудничеству и работе, то есть быть равным партнером, где не только получаете услуги, идеи и информацию, но и можете отдать что-то взамен;

- архиважно понимать, что нетворкнинг это НЕ непотизм! Нужно ценить профессиональные и личные качества партнера.

Быть готовым к сотрудничеству и работе – быть равным партнером, где не только получаете услуги, идеи и информацию, но и можете отдать что-то взамен.

                       Зарина Ядгарова

«Я маркетолог и хорошо знаю, что  для  данной сферы  нетворкинг – отличный инструмент. Это не только знакомство в сети, но еще и знакомство B2B».

Основатель регионального агентства по развитию в Узбекистане «Yes for Zoom», социальной организации «SelfMama Uzbekistan», член различных женских и бизнес сообществ. Высокопрофессиональный  нетворкер.

Образование: ТашГЭУ, факультет международного бизнеса.

Рабочий день: с 09:00 - 18:00, но всегда в рабочем ритме, потому что работа нетворкера и современного социально-активного предпринимателя безгранична.

Занимается нетворкингом: более трех лет.

Основные приложения для работы: Bitrix, Planner, Соцсети.

На  мой взгляд нетворкинг – актуальное течение. И оно активно развивается. Мы – продолжение народной мудрости «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».  Нетворкинг, сочетание людей и контактов, которых может объединить одна отрасль, профессия, которые могут помочь как в расширении связей, так и в самореализации,  могут привести к созданию новых бизнес-платформ. Это стиль жизни людей с активной жизненной позицией.

Узбекистан только стоит на пути активного развития нетворкинга. Он развит у определенных слоев населения, тех, кто работает над собой внешне и внутренне. Эти люди понимают, что добиться цели в одиночку непросто. Сейчас в Ташкенте появилась возможность афишировать свою деятельность, успех, но этому мешают стереотипы, которые бытуют в нашей стране, исходя из традиций и менталитета. Не приветствуется, когда  женщины развивают деловые контакты. Сегодня вместе с нами СМИ продвигают идею, что и женщинам нашей страны новые связи могут помогать самореализации и  профессиональному развитию, и это не должно быть табу в 21-м веке априори.

Нетворкинг и коммуникация – это сильнейшие инструменты. Они помогают выстраивать отношения с людьми, к которым вы всегда можете обратиться за советом, продвинуть свой товар, получить контакты ценного специалиста и, в свою очередь быть самому полезным им. Простым языком — это создание вокруг себя круга профессионалов, объединенных чем-то общим. Это могут быть стремления, взгляды, профессиональные качества или отрасль.

Мои любимые книги. В профессиональной сфере это «отец рекламы» Дэвид Огилви, его трактат  «О рекламе». Она до сих пор актуальна и для меня является настольной. Вторая – художественная литература, почти автобиографический роман Теодора Драйзера «Гений».  В них я нахожу все, что необходимо доя моей профессии и для души.

 

Подготовила Ольга Фазылова

Ещё публикации
Кейсы
Как не слить бюджет на ботов и фрод: советы сейлс-хауса и аудитора
Кейсы
Как о себе заявила школа для будущих мам в Узбекистане Baby-island
Крупный план
Саида Адилова: есть дизайнеры, которым не страшна пандемия
Кейсы
Как построить базовую сквозную аналитику для автодилера