Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Новая редакция закона «О рекламе», как будет регулироваться этот рынок Узбекистана

В Узбекистане будет принят новый Закон «О рекламе». В чем его отличие от старого Закона, на каком языке будет реклама, какие запреты будут сняты и как новый нормативно-правовой акт будет регулировать современный рынок рекламы, рассказал AdIndex Asia партнер адвокатской фирмы «SETTLE» Шерзод Уткирхаджаев.

В Узбекистане рекламная деятельность регулируется Законом «О рекламе», который был принят ещё в 1998 году. Хотя в этот законодательный акт более 15 раз вносили изменения и дополнения, он всё равно не отвечает требованиям настоящего времени. Из статьи вы узнаете про законодательные ограничения рекламы и о том, чем новая редакция закона будет отличаться от старой.

Реклама, это специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств, о юридическом или физическом лице, продукции, товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения дохода.

О запретах

Имеется определенный законом перечень товаров, реклама которых запрещена. В перечень входят определенные лекарственные средства: рецепторные, содержащие наркотические или психотропные вещества. Энергетические напитки, которые нельзя рекламировать по телевидению и радио с 7:00 часов до 22:00 часов. Табак, табачные изделия, алкогольные напитки любой крепости, и так далее.

Если запрет лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества можно обосновать и считать правильным, то с запретом рекламы энергетических напитков по телевидению и радио в определенные часы суток, а также алкогольных напитков не всё так просто.

Во-первых, как известно, традиционное ТВ и радио уже несколько лет подряд теряют свою аудиторию из-за её «миграции» в онлайн пространство. Если раньше контент доступный рядовому зрителю или слушателю ограничивался со стороны местных теле- и радиоканалов, то сейчас людям без каких-либо ограничений доступен контент со всего мира. Ограничив рекламу энергетических напитков на местном ТВ и радио с 7:00 часов до 22:00 часов, государство по существу не добивается своей цели – заботы о здоровье подрастающего поколения.

Во-вторых, автор считает, что запрет рекламы алкогольной продукции также является устаревшим. Согласно действующей редакции закона о рекламе, любая реклама алкогольной продукции находится под запретом. Однако, государство всё-таки ограничено физической территорией страны, а на территорию «онлайн», особенно вне зоны .uz, влияние государства не распространяется.

Что может быть разрешено в новом Законе «О рекламе»

В новой редакции закона, регулятор предусмотрел некоторое послабление запрета – разрешается реклама винодельческой продукции и пива отечественного производства в рекламных блоках телеканалов иностранных государств, распространяемая на территории Республики Узбекистан, а также внутри стационарных торговых точек, в которых идет розничная продажа винодельческой продукции и пива, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, баров и ресторанов.

Также разрешается реклама на вебсайтах в доменной зоне .uz, предназначенных для лиц, достигших двадцатилетнего возраста и с обязательным условием доступа – на сайте должна быть предварительная идентификация возраста пользователей.

Можно сказать, что государство допускает возможность снятия запрета на рекламу алкогольной продукции в целом, однако, также необходимо брать в расчет политику Узбекистана в части некоторого сдерживания потребления алкогольной продукции гражданами страны.

С другой стороны, в новой редакции закона также имеются статьи, вызывающие неоднозначную реакцию.

Одной из таких статьей является статья про язык рекламы. Согласно действующей редакции закона, на территории Узбекистана реклама распространяется на государственном языке или, по желанию рекламодателя — на других языках. То есть, в Узбекистане на сегодняшний день разрешено распространять рекламу на любом языке. Хотя на практике имеются случаи разной интерпретации данной статьи закона со стороны госорганов разного уровня, автор не берется комментировать их в связи с достаточно чёткой формулировкой в самом законе.

В новой редакции закона, которая всё еще не принята, государство обязывает рекламодателя распространять рекламу на узбекском языке и/или по желанию рекламодателя — дополнительно на других языках. При этом, перевод содержания рекламы не должен искажать ее основной смысл. Таким образом, в случае принятия закона в новой редакции в текущем виде, рекламодатели будут обязаны распространять рекламу только на узбекском языке или делать двуязычную рекламу, что может повлиять на эффективность и легкость восприятия рекламы для рядового гражданина.

 

Автор: Шерзод Уткирхаджаев

Ещё публикации
Кейсы
Как не слить бюджет на ботов и фрод: советы сейлс-хауса и аудитора
Кейсы
Как о себе заявила школа для будущих мам в Узбекистане Baby-island
Крупный план
Саида Адилова: есть дизайнеры, которым не страшна пандемия
Кейсы
Как построить базовую сквозную аналитику для автодилера