Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Где работают и сколько зарабатывают product-менеджеры в Казахстане

Менеджер продукта — новая профессия, одна из самых востребованных в digital-экономике. В компании Kolesa Zerttey провели опрос среди 320 специалистов, чтобы узнать ответы на важные для рынка вопросы.

В компании Kolesa Zerttey провели опрос среди 320 специалистов, чтобы узнать ответы на важные для рынка вопросы. В ход пошли и личные знакомства, и даже обзвон респондентов силами call-центра. Тем не менее, на столицы Казахстана приходится более 90% респондентов. Возможно, региональные менеджеры хотя и выполняют обязанности продактов, предпочитают себя к ним не причислять, отмечается в исследовании.

В исследовании (полную версию которого можно прочитать по ссылке) изучались зарплата, мотивация, уровень развития профессии, функции и задачи product-менеджеров. На рынке нет чёткой структуры ролей по позициям — в разных компаниях один и тот же набор обязанностей и компетенций может называться по-разному. К примеру, «общение с пользователями» в близкой степени есть у всех, включая scrum-мастеров, для которых эта функция не характерна. В то же время product-менеджеры мало занимаются качественными и количественными исследованиями, что для них нетипично.

«Компании по-разному представляют себе ценность product-менеджеров. Одним нужен менеджер-бизнесмен, другим — исполнитель воли начальника, работающий с программистами. Много вопросов и вокруг многочисленных сущностей менеджеров, их зарплат и мотивации. Мы постарались разобраться — кто такие product-менеджеры в Казахстане, и кем они хотят стать», — пояснил Дмитрий Ботанов, COO в Kolesa Group, куратор исследования.

Product-менеджеры относятся к одним из самых востребованных специалистов в digital-экономике. К такому выводу пришли эксперты проекта Kolesa Zerttey в результате проведенного исследования. Если какая-то индустрия хочет оцифроваться, то в первую очередь ей потребуется армия продактов.

В Казахстане больше всего product-менеджеров работают в:

·   продуктовых IT-компаниях 38%;

·   телекоме 12%;

·   банках 12%;

·   стартапах 11%;

·   веб-студиях 6%;

·   ретейле 5%.

Как же ими становятся и сколько зарабатывают эти специалисты в РК?

Согласно данным исследования, стажеры зарабатывают 200 тыс. тенге, а через 4-5 лет работы медианная зарплата product-менеджера достигает 600 тыс. тенге. Зарплата топовых специалистов доходит до 1-2 млн тенге.  Самые неудовлетворённые зарплатой — менеджеры с опытом работы от 1 до 3 лет вне зависимости от размера этой зарплаты (разброс от 100 тысяч до миллиона тенге).

Считаете ли вы свою заработную плату объективной по отношению к рынку?

Порог удовлетворённости наступает после 7 лет опыта работы вне зависимости от зарплаты и при зарплате от 800 тысяч тенге вне зависимости от опыта работы.

У менеджеров по продуктам, самыми популярным методологиям управления проектами и продуктами являются Agile, Scrum, PRINCE2, Kanban, Lean, Six Sigma и другие, следует из результатов исследования. Почти 80% респондентов указали, что владеют английским языком на хорошем или продвинутом уровне, а казахским языком на том же уровне владеют около 40% менеджеров.

«Задача человека, ответственного за продукт — улучшать жизни клиентов за счет новых идей и сервисов. На каком языке он это будет делать — не имеет значения. Сам продукт в простом и понятном дизайне для клиента должен быть представлен на языке клиента. Если вы работаете на рынке Казахстана, значит это казахский и русский языки. Конечно, знание английского языка упростит изучение информации, опыта других компаний, исследований в иностранных источниках, но обязательным это знание не является», —прокомментировал Тимур Мейликов, Kaspi.kz.

Большинство респондентов можно условно разделить на три части: 39% — имеют IT-образование, треть — в сфере менеджмента и экономики, а еще треть — учились на непрофильные специальности. Product-менеджменту не учат в казахстанских университетах, поэтому большинство продактов приходят в профессию из смежных сфер: проектного менеджмента, финансового сектора, IT, маркетинга и дизайна. Дополнительно они проходят курсы, среди которых самыми популярными стали GoPractice, Coursera, Product Stars, образовательные программы «Яндекса» и Kolesa Group.

Среди навыков, которые нужно прокачивать product-менеджеру, участники исследования выделили аналитику и управление командой, а среди софт-скиллов — предпринимательское мышление и эффективные коммуникации. А эксперты отметили, что технический бэкграунд хоть и является плюсом, вовсе необязателен для успешной карьеры.

Обычно продакты управляют кроссфункцинальной продуктовой командой из 8–12 человек. Как правило, она состоит из разработчиков, специалистов по качеству (QA), аналитиков и дизайнеров и занимается поддержкой и развитием:

·   мобильных приложений;

·   веб-сайтов;

·   внутренних сервисов;

·   проектов в маркетинге.

Менеджер по продуктам отвечает за формирование списка задач для команды (бэклог), целей и метрик, а также всех активностей по их достижению, включая мотивацию членов команды, общение с бизнесом и пользователями IT-продукта.

Ещё публикации
Кейсы
Как не слить бюджет на ботов и фрод: советы сейлс-хауса и аудитора
Кейсы
Как о себе заявила школа для будущих мам в Узбекистане Baby-island
Крупный план
Саида Адилова: есть дизайнеры, которым не страшна пандемия
Кейсы
Как построить базовую сквозную аналитику для автодилера