Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

AC Nielsen: как COVID-19 изменил рынок повседневных товаров Казахстана

Подводя итоги уходящего года, можно смело сказать, что 2020 стал годом испытаний. Пандемия коронавируса проверяла на прочность государства, компании и людей. Рынок повседневных товаров Казахстана отреагировал на вызов времени особенно остро. Ниже приведены наиболее значимые и заметные изменения в данном секторе экономики, которые надолго вошли в нашу жизнь.

Цены и инфляция

Весь мир боролся с пандемией по-своему, но большинство государств пыталось регулировать цены на основные продукты питания. В том числе и правительство Казахстана. Население в РК тратит 50% бюджета на покупку повседневных товаров. Справилось ли государство с намеченными планами? Скорее всего да, так как по данным Бюро Национальной Статистики Казахстана за III квартал уровень инфляции в стране составляет 7,9%. Это официальные цифры, которые немного отличаются от реальной ситуации. По данным AC Nielsen, FMCG Trends в III квартале инфляция продовольственных и не продовольственных товаров в Казахстане составляет примерно 13%. Основной рост цен (+18%) наблюдался в период с апреля по июнь. Туалетная бумага (+14%), шампуни (+13%) и средства для уборки дома (+11%) показали самый значительный рост цен. 

Каналы продаж

Введение режима ЧС, перевод сотрудников на удаленную работу и общие опасения людей за свое здоровье стали «катализатором» развития пока еще юного канала - E-commerce. Апрель 2020 года стал ключевым месяцем для канала электронной торговли, показав 3-х кратный рост продаж в денежном выражении, сообщается в исследовании AC Nielsen, Total Store Read, December 2020.  

С этого момента, казахстанцы переступили барьер недоверия к онлайн магазинам. Объем продаж продуктов питания через E-commerce начал расти. В связи с этим появились и проблемы. Многие клиенты столкнулись с долгим ожиданием доставки товаров, которое доходило до одной недели, ошибками в заказах, перегруженностью web-страниц и приложений. Данные недочеты системы говорят нам о том, что данный канал еще слишком новый для нашего рынка и ему требуется гораздо больше времени на развитие.  

Не все каналы FMCG рынка Казахстана праздновали успех и считали новых клиентов. 54% опрошенных владельцев маленьких магазинов у дома сообщили AC Nielsen, что в период 1-го карантина с марта по май, средний чек покупателя значительно снизился. При этом спрос вырос на такие продукты как: макаронные изделия, молочные продукты, хлебобулочные изделия, сигареты и туалетная бумага. Данные продукты явно указывают на то, что люди закупались в прок, тратя средства на товары первой необходимости и молочную продукцию как недорогой способ поддержания иммунитета (AC Nielsen, Traditional Trade Outlet survey, May 2020). 

Второй крупнейший канал сбыта – организованная розница (Hyper/Supermarkets) был озадачен иными проблемами. А именно, как в сжатые сроки запустить доставку продуктов питания, как обеспечить безопасность клиентов на больших площадях магазинов, а также удержать лояльных клиентов? Данные риски были не формальными и мнимыми, а реально осязаемыми. Исследование покупательского поведения от августа 2020 года AC Nielsen, Shopper Trends показывает существенное снижение количества лояльных потребителей, вдвое сократилось количество людей, получающих удовольствие от шоппинга. Прогулка по магазинам стала опасной для жизни необходимостью. Спонтанные покупки и импульсные товары ушли из покупательской корзины введу экономии бюджетов.

Несомненно, мы запомним 2020 как трудный, но очень интересный год. Год взлетов и падений, развития и жесткой конкуренции. Не все компании смогли отстоять свое место под солнцем, но некоторые, особенно производители молочных продуктов, не только выдержали напор карантина, но и развили новые каналы продаж и применили инновационные решения. Бизнес стал трудней, но интересней. По прогнозам International Monetary Fond экономика Казахстана в 2021 году покажет рост в 3%, а это значит, что у бизнеса появятся новые возможности и опыт уходящего года не будет забыт.

Автор: Старший менеджер по работе с клиентами Nielsen Kazakhstan Дмитрий Дрокин

Ещё публикации
Кейсы
Как не слить бюджет на ботов и фрод: советы сейлс-хауса и аудитора
Кейсы
Как о себе заявила школа для будущих мам в Узбекистане Baby-island
Крупный план
Саида Адилова: есть дизайнеры, которым не страшна пандемия
Кейсы
Как построить базовую сквозную аналитику для автодилера