Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Интеллектуальная собственность в Узбекистане: как защищаться от недобросовестных конкурентов?

Регистрируя известные бренды на свое имя, недобросовестные правообладатели планируют получить компенсацию у истинного владельца. Есть случаи, когда зарубежные компании не могли войти на узбекский рынок из-за отсутствия у них прав на товарный знак, и им пришлось выплатить не менее $100 тыс. на выкуп бренда.

О проблемах с интеллектуальной собственностью все чаще говорят в Узбекистане. Один из последних примеров – международный интернет-магазин Wildberries ведет переговоры о проектах в республике. В частности, речь идет о создании крупной торговой онлайн-площадки и оптово-дистрибьюторских центров. Но в Узбекистане домен wildberries.uz занят физлицом, следует из данных администрации доменной зоны UZ. Сам сайт уже запущен — там предлагаются компоты из диких ягод. Также физлицо подало заявку на регистрацию товарного знака wildberries.uz. Киберсквоттинг и другие проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, стали очень актуальными в стране.

AdIndex Asia обратился к партнеру адвокатской фирмы «SETTLE» Шерзоду Уткирхаджаеву за комментарием по текущей ситуации в области интеллектуального права.

Интеллектуальная собственность играет особую роль в сфере торговли, а именно в продвижении товаров и услуг. Каждый уважающий себя владелец известного бренда защищен исключительными правами, как минимум на своё название и логотип. Компания Starbucks имеет 42 зарегистрированных товарных знака только в Узбекистане, и более 1000 по всему миру. Каждый правообладатель дорожит своим брендом и делает всё возможное для его монетизации.

Ценность интеллектуальной собственности особенно высока в западных странах. В 2020 году США заняли первое место в этой области. К этому выводу пришли создатели Международного индекса интеллектуальной собственности, опубликованного Глобальным центром инноваций и политики, который входит в структуру Торговой палаты США.

В Узбекистане, исходя из данных Агентства по интеллектуальной собственности объемы довольно скромные: в 2019 году в республике подано всего 10142 заявок на регистрацию, а в США – больше миллиона.

Основной ценностью защиты своих идей, открытий и решений в виде интеллектуальной собственности является то, что после регистрации вы приобретаете «исключительные права» на нее и можете запрещать третьим лицам какое-либо ее использование без вашего согласия. Интеллектуальную собственность часто называют легальной монополией в рамках зарегистрированного объекта, потому что она дает монопольное право на владение и пользование им.

Регистрируя интеллектуальную собственность, правообладатель не только получает тотальный контроль над созданным объектом, но и приобретает эффективный инструмент для монетизации.

Один из ярких примеров – это мировой лидер на рынке фастфуда McDonald’s. Ведь без хорошо закрепленных в официальных документах бизнес-решений и зарегистрированных логотипов владельцы McDonald’s вряд ли заключали бы договора франшизы, которые в конечном итоге помогли бренду стать лидером своей отрасти.

Документально оформленная интеллектуальная собственность помогает компании защищаться от недобросовестных конкурентов, которые используют какой-либо знаменитый бренд в своих коммерческих целях. Так, один из лидеров в сфере образования в Узбекистане – учебный центр «ALOHA» столкнулся с незаконным использованием своего бренда конкурентом. Это могло сильно навредить репутации правообладателя, так как методика обучения в учебных центрах сильно отличалась и клиенты могли сделать ошибочный вывод о качестве образования в учебном центре «ALOHA». Однако Антимонопольный комитет вынес предписание в пользу правообладателя.  

Имея зарегистрированную интеллектуальную собственность, правообладатель может запрещать использование любых словесных и графических элементов, при взгляде на которые у потребителя может появиться ассоциация с оригинальным товаром или услугой. Такую стратегию выбрала компания «Colgate Palmolive». В 2019 году она инициировала разбирательство в Антимонопольном комитете против местной компании, которая использовала графическую «айдентику» продукции мирового бренда. Было вынесено предписание об устранении нарушения закона о конкуренции и запрете использования дизайнерского решения, которое вводило потребителей в заблуждение относительно производителя продукции и её качества.

Зарегистрированная интеллектуальная собственность также может быть полезна при вхождении компании на новый рынок. Например, знаменитая американская компания «KFC» владеющая товарными знаками в Узбекистане еще с 1993 года решила зайти на местный рынок лишь в 2018 году. Имея ряд зарегистрированных товарных знаков, компании не составило труда оперативно разобраться с недобросовестными лицами, использующимися бренд KFC в своих целях.

Основной проблемой интеллектуальной собственности в Узбекистане является слабая правовая грамотность населения и бизнеса в данной отрасли права. Интеллектуальная собственность настолько обесценена, что очень часто встречаются факты незаконного использования и кражи брендов, производства поддельных товаров, предоставление услуг под чужой торговой маркой.

В республике часто наблюдаются случаи, когда юридические и даже физические лица регистрируют на свое имя чужие бренды. Например, известная марка комплектующих для ПК «AFOX» до недавнего времени была зарегистрирован на мужчину, который якобы намеревался запустить производство комплектующих на локальном уровне.

Чаще всего регистрируя популярные бренды на свое имя, недобросовестные правообладатели планируют получить определенную компенсацию у истинного владельца. Есть случаи, когда зарубежные компании не могли войти на узбекский рынок из-за отсутствия у них прав на товарный знак, и им пришлось выплатить не менее $100 тыс. на выкуп бренда. Другим пришлось и вовсе отказаться от выхода на рынок Узбекистана из-за подобных препятствий.

Несвоевременная регистрация интеллектуальной собственности может привести и к более плачевным результатам. Крупное российское вино-водочное предприятие поставляло большие партии брендированной водки через своего местного дистрибьютора, но не имела зарегистрированный в Узбекистане товарный знак. Через какое-то время местный производитель сумел зарегистрировать тождественный товарный знак на свое имя, начал производить аналогичную водочную продукцию на местном уровне, затем засудил дистрибьютора российской компании за незаконное использование своего товарного знака.

В заключение хочу сказать, что своевременная регистрация своей интеллектуальной собственности будет гарантом защиты бизнеса от захвата его брендов. Это позволит компании успешно бороться с недобросовестными конкурентами и иметь сильные позиции как на рынке, так и в правовом поле. Все имеющиеся проблемы в данной отрасли права связаны со слабой ответственностью за неправомерные действия. В республике действует  постановление Президента Узбекистан № ПП-4168, согласно которому усилена административная и уголовная ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности.

Теперь функции по пресечению деятельности подпольных производств, выпуску контрафактной продукции возложены на Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генпрокуратуре. Надеюсь, что при должном исполнении возложенных президентом задач, защита интеллектуальной собственности в Узбекистане поднимется на качественно новый уровень и его ценность многократно возрастет.

Ещё публикации
Кейсы
Как не слить бюджет на ботов и фрод: советы сейлс-хауса и аудитора
Кейсы
Как о себе заявила школа для будущих мам в Узбекистане Baby-island
Крупный план
Саида Адилова: есть дизайнеры, которым не страшна пандемия
Кейсы
Как построить базовую сквозную аналитику для автодилера