«СТС Медиа» не рискнула отдать Vi продажи рекламы в Казахстане сразу на несколько лет
Холдинг «СТС Медиа» перезаключил с группой «Видео Интернешнл» закончившийся в прошлом декабре пятилетний контракт на продажи рекламы в эфире казахского «31 канала» лишь на один год. Перед этим от услуг российского продавца в Казахстане отказались двое из четырех вещателей
Выплаты холдинга «СТС Медиа», управляющего эфирными телевещателями СТС, «Домашний», «Че» и CTC Love в России и «31каналом» в Казахстане, своему давнему партнеру – группе «Видео Интернешнл» (Vi) – в 2015 году составили $37,3 млн. Об этом говорится в отчетности американской CTC Media Inc., некогда головной компании для «СТС Медиа», а сейчас владеющей только 25% операционного бизнеса телехолдинга (75% - у ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина).
По сравнению с 2014-м выплаты Vi в долларовом исчислении упали на 51%, в пересчете на рубли по среднему курсу ЦБ за каждый год – на 21%, до 2,3 млрд руб. Рекламная выручка «СТС Медиа», к которой привязаны выплаты Vi, по итогам прошлого года в пересчете на рубли снизилась на 22%, до 21 млрд руб. Для сравнения: общие рекламные доходы всех отечественных телевещателей в 2015 году уменьшились, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, только на 14%, до 136,7 млрд руб.
С 2011 года, когда вступили в силу законодательные ограничения для Vi (до лета 2014-го доля продавец телерекламы не могла превышать 35% от всех рекламных бюджетов, привлеченные на федеральные телеканалы за предыдущие два года), крупнейший продавец телерекламы оказывает «СТС Медиа» так называемые консультационные услуги. Телевизионный холдинг создал свой сейлз-хаус «Эверест-С», которому Vi, согласно пятилетнему договору, предоставила свой софт и стала готовить разнообразные аналитические отчеты.
Вознаграждение Vi за эти так называемые консультационные услуги было, согласно договору, сопоставимо с комиссией за полноценный сервис – 12% от рекламной выручки «СТС Медиа» за вычетом фиксированной платы за предоставленный софт – 600 млн руб. за пять лет.
Всего за время действия пятилетнего контракта Vi на так называемых консультационных услугах для «СТС Медиа» заработала более $347,5 млн, следует из отчетности холдинга. В среднем, по подсчетам AdIndex, это 10,3% пятилетней рекламной выручки «СТС Медиа».
Но кроме консультационных услуг Vi занимается в ряде регионов и продажей локальной рекламы на каналах «СТС Медиа», а также размещает рекламу на казахском «31 канале». За эти услуги Vi в рамках пятилетних контрактов получила свою традиционную комиссию. Для российских городов она всегда составляла 12%, для «31 канала» - в 2011 году 13%, в 2012-м - 12,5%, в 2013-2015-х – 12%.
В прошлом году на продажах рекламы на каналах «СТС Медиа» Vi заработала почти $3,7 млн, за пять лет - $29,6 млн.
В декабре 2015-го все договоры «СТС Медиа» с Vi истекли. Перед этим, в октябре, гендиректор холдинга Юлиана Слащева заявляла, что контракты будут продлены еще на три года на прежних условиях. В декабре информацию о продлении договоров подтвердила и представитель Vi Елизавета Свиридова. При этом пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов тогда оговаривался, что детали договора по Казахстану все еще согласовываются.
Договор на продажу рекламы в эфире казахского «31 канала» был продлен с Vi не на три года, а только на один. Этот контракт истекает уже в декабре 2016 года, указано в отчетности CTC Media Inc.
Игорь Иванов не смог объяснить, почему договор по «31 каналу» был продлен на такой короткий срок. «В текущей макроэкономической ситуации мы пришли к соглашению с партнером [то есть с «СТС Медиа»] заключить соглашение на год с возможностью пролонгации», - ответила на запрос представитель Vi Елизавета Свиридова. При этом она подтвердила, что договоры на оказание услуг для российских каналов, как и анонсировалось ранее, перезаключены на три года – по декабрь 2018 года.
В прошлом году казахский офис Vi потерял половину своих клиентов. От услуг российского продавца, как уже сообщал AdIndex, с января этого года отказались два популярных вещателя – «Седьмой канал» и «Астана». Клиентами Vi остались лишь «З1 канал» и «Мир». Перед этим несколько раз сменилось руководство казахского офиса Vi.
В годовой отчетности CTC Media Inc. больше не раскрывается выручка каждого телеканала по отдельности. За девять месяцев 2015 года рекламные доходы «31 канала» снизились в долларовом исчислении на 13%, до $11,4 млн, в пересчете на казахскую валюту – на 5%, до 2,2 млрд тенге. При этом доля вещателя в своей целевой аудитории (зрители 6-54 лет) снизилась незначительно – с 13,4% в январе-сентябре 2014 года до 13,3% за тот же период 2015-го.
Пресс-секретарь «СТС Медиа» не ответил, удовлетворен ли холдинг работой казахского офиса Vi. «Предварительные результаты совместной работы с Vi в Казахстане в первом квартале 2016 года мы оцениваем как хорошие», – был дипломатичен Игорь Иванов.
Сколько зарабатывает «Видео Интернешнл» на услугах «СТС Медиа»
Год |
Доход «Видео Интернешнл» ($ млн) |
Рекламная выручка «СТС Медиа» ($ млн) |
Доля выплат «Видео Интернешнл» в общей рекламной выручке «СТС Медиа» (%) |
|||
Вознаграждение за консультационные услуги |
Комиссия за продажи рекламы в регионах и на «31 канале» в Казахстане |
В целом |
только вознаграждения за консультационные услуги |
и вознаграждения, и комиссионных за продажи рекламы в регионах и на «31 канале» в Казахстане |
||
2011 | 80,445 | 5,831 | 86,276 | 747,451 | 10,8 | 11,5 |
2012 | 85,677 | 6,961 | 92,638 | 775,806 | 11 | 11,9 |
2013 | 78,321 | 7,146 | 85,467 | 805,546 | 9,7 | 10,6 |
2014 | 69,451 | 6,015 | 75,466 | 698,111 | 9,9 | 10,8 |
2015 | 33,623 | 3,682 | 37,305 | 341,898 | 9,8 | 10,9 |
Источники: «СТС Медиа», расчеты AdIndex