От услуг Vi отказались два телеканала в Казахстане
Группа «Видео Интернешнл» (Vi), называющая себя крупнейшим оператором медиарекламного рынка в Восточной Европе, вновь несет потери за пределами России. Сотрудничество с ней прекратили два популярных казахских телевещателя: «Седьмой канал» и «Астана»
Уходят, уходят, уходят…
Продажами телерекламы в эфире казахского «Седьмого канала» занимается компания International Media Service (IM Service), указано на сайте вещателя. При этом там же уточняется, что за размещение рекламы до конца 2015 отвечает «дочка» Vi – «Vi Казахстан».
Называет IM Service своим сейлз-хаусом и телеканал «Астана». Раньше рекламу в его эфире продавал также местный офис Vi.
Начальник отдела PR «Седьмого канала Асель Оразбаева подтвердила смену сейлз-хауса. Выбор IM Service она объясняет «желанием повысить эффективность продаж». Контракт с «Vi Казахстан» заканчивается в декабре этого года, и в соответствие с условиями договора вещатель заранее уведомил партнера о том, что не будет продолжать сотрудничество, заверила госпожа Оразбаева. Запрос AdIndex на канал «Астана» остался без ответа.
Гендиректором IM Service является Дильмурад Рахимов. Именно он в последние годы возглавлял офис «Vi Казахстан». Но, как сообщила AdIndex представитель Vi Елизавета Свиридова, в марте этого года господин Рахимов покинул компанию. Новым гендиректором «Vi Казахстан» стал Андрей Кусачев, но уже в ноябре его сменил Илья Джумаев.
Дильмурад Рахимов на запрос AdIndex не ответил. На сайте Vi «Седьмой канал» и «Астана» по-прежнему указаны как клиенты группы. Госпожа Свиридова ситуацию с этими вещателями не прокомментировала.
«Седьмой канал» и «Астана» входят в топ-10 самых популярных телеканалов Казахстана. В ноябре этого года ежемесячный охват «Седьмого канала» составлял, по данным TNS Central Asia, почти 68,6% от всех жителей страны старше 6 лет, «Астаны» - 60,5%. По этому показателю вещатели занимали соответственно шестое и седьмое место. По среднесуточной доли аудитории среди всех зрителей старше 6 лет «Седьмой канал» находился на восьмом месте с 7%, «Астана» - на девятом с 6%.
На телерекламном рынке «Седьмой канал», по словам Асель Оразбаевой, оценивает свою долю с 5-6%. В сентябре 2014 года агентство ZenithOptimedia оценивало общие затраты на телерекламу в Казахстане за весь тот год в $1 млрд в текущих ценах, но без учета скидок. Прогноз на 2015 год тогда был $1,1 млрд. В реальности рекламные доходы вещателей, по экспертным оценкам, меньше чуть ли не на порядок.
Договора с «31 каналом» пока нет
Другими своими клиентами в Казахстане Vi называет менее популярный межгосударственный канал «Мир», а также контролируемый российским телевизионным холдингом «СТС Медиа» «31 канал». Именно благодаря «СТС Медиа», купившему в 2008 году этот канал, Vi смогла вернуться на казахский рынок.
Крупнейший в России продавец телерекламы работал в Казахстане еще в 1990-х, но в 1999 году был вынужден прекратить свою деятельность. «Те люди, которые заставили нас уйти, отобрав наш бизнес неэкономическими методами, сегодня признаны там [в Казахстане] преступниками», - говорил в 2007 году «Коммерсанту» гендиректор Vi Сергей Васильев, имея в виду Рахата Алиева, зятя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
«31 канал» - один из крупнейших и популярных в Казахстане. Его среднемесячная аудитория в ноябре, по данным TNS Central Asia, достигала 71,9% среди всех жителей страны старше 6 лет (четвертое место), среднесуточная доля аудитории среди всех зрителей старше 6 лет – 10,4% (третье место).
Рекламная выручка «31 канала» в 2014 году в долларовом исчислении снизилась на 12%, до $21,3 млн, операционная прибыль равнялась $4,2 млн, следует из отчетности «СТС Медиа». Это соответственно 3% и 2,7% рекламного дохода всего холдинга и его операционной прибыли. За девять месяцев этого года рекламная выручка снизились на 13%, до $11,4 млн, операционная прибыль составила лишь $269 тыс (4,7% всего дохода и 1,1 всей операционной прибыли).
Действующий контракт Vi на обслуживание «31 канала» заканчивается в декабре этого года. Ни сама Vi, ни «СТС Медиа» до сих пор не объявляли о продлении контракта. Гендиректор «СТС Медиа» Юлиана Слащева лишь в октябре заявляла, что холдинг продлит еще на три года договор с Vi на оказание так называемых консультационных услуг российским каналам холдинга: СТС, «Домашний», «Че» и CTC Love.
Пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов не ответил на запрос AdIndex. Елизавета Свиридова вопрос про «31 канал» проигнорировала.
Изначально «СТС Медиа» платил Vi 15-процентную комиссию за обслуживание своего телеканала в Казахстане. Но в 2010 году, подписывая новый пятилетний договор, руководство «СТС Медиа» добилось снижения комиссионных отчислений: в 2011-м они составят 13% от рекламной выручки, в 2012-м – 12,5%, в 2013-2015 годах – 12%.
Без международных амбиций
Называющая себя «крупнейшим оператором медиарекламного рынка Восточной Европы» Vi с середины 2000-х последовательно сдает позиции за пределами России. В 2008 году продавец телерекламы был вынужден закрыть свой офис сначала в Молдавии, затем в Грузии. В 2009-м от услуг Vi отказался крупнейший ее зарубежный клиент – на тот момент один из самых популярных украинских телеканалов «1+1». Vi пыталась отсудить у владельца «1+1» $58,5 млн компенсации за досрочное расторжение контракта, но не добилась успеха. В 2011 году было закрыто представительство Vi в Азербайджане.
А в 2013-м группа не просто отказалась продолжать бизнес на Украине, где обслуживала небольшие, малоинтересные рекламодателям телеканалы, но и закрыла все подразделение «Vi Проджектс», отвечавшее за развитие бизнеса за пределами России. Оставшиеся офисы в Белоруссии и Казахстане перешли в подчинение подразделению «Vi Тренд», отвечающее за продажи рекламы в российских регионах.
Сейчас клиентами «Vi Минск», как указано на сайте этой компании, являются семь телеканалов: в том числе, ОНТ, «Россия-Белорусь», СТВ, ВТВ. Расходы на телерекламу в Белоруссии в прошлом году, как ранее прогнозировало агентство Zenith Optimeda, могли составить $65,5 млн с учетом скидок, в этом - $78,8 млн. Для сравнения: только за январь-сентябрь российские телеканалы заработали на рекламе, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, минимум 90,3 млрд руб., или $1,5 млрд по среднему курсу ЦБ за девять месяцев.