Незадолго до Рождества Netflix выпустил собственный документальный сериал о футболе Sunderland Till I Die — 8 эпизодов драмы о сезоне английского клуба «Сандерленд». Команда, только что вылетевшая из элитной АПЛ, должна была возродиться во втором по силе дивизионе и вернуться наверх, но вместо этого под наблюдением камер закончила чемпионат на последнем месте и упала еще на уровень ниже. Документалку снимали прямо по ходу сезона и выпустили уже через полгода после реальной развязки
Проектом занималась продюсерская компания Fulwell 73, выпустившая пять фильмов с рейтингом на IMDb выше 7. Студия чаще работает с известными музыкантами (Робби Уильямс, группа One Direction), но и в спорте не новичок: одна из удач — фильм про бегуна Усейна Болта.
Основатели Fulwell 73 сами болеют за «Сандерленд» (например, число в названии — отсылка к году, когда был завоеван последний трофей). Но при выборе темы важнее оказались не личные симпатии, а обстоятельства: продюсеры убедили Netflix, что площадке нужна именно драма о проблемной команде, а не ровная и позитивная история топ-клуба.
Сам сериал уже подробно отрецензирован, а для спецпроекта Sports.ru и AdIndex мы связались с продюсером проекта, создателем и управляющим партнером Fulwell 73 Лео Пирлманом. Он рассказал, как устроена работа с Netflix и почему документальные фильмы не конкурируют, а дополняют YouTube.
317 минут из сотен часов, пост-продакшн до готового сценария
— Наш сериал значительно отличается от всего, что до этого снимали о спорте и для Netflix, и для Amazon: мы показывали закулисье неприятной для клуба и фанатов истории, — считает Пирлман. — Надеюсь, на этих площадках и в целом в индустрии станет больше не просто красивых историй успеха, но и правдивых драм о неудачах, они тоже очень многое значат. Фидбек от болельщиков «Сандерленда» был, конечно, самым мощным. Причем и позитивным (со стороны публики, которой понравился сам сериал), и негативным: так реагировали те, кто еще раз эмоционально пережил болезненную историю падения своего клуба.
— Вы снимали повседневную жизнь клуба весь сезон — десять месяцев с июля по май. Это ведь огромное количество отснятого материала, из которого в итоговую версию Sunderland Till I Die вошло всего 317 минут.
— Да, конечно, мы отсняли сотни и сотни часов видео, потому что у нас был максимально полный доступ. Наша камера могла появиться везде, где нам нужно, в любой момент жизни команды. А по ходу сезона, когда складывался реальный сюжет, мы постепенно приходили к тому, как именно должна выглядеть история в сериале.
— Сериал вышел в середине декабря, «Сандерленд» провел последний матч в мае. Вы запустили пост-продакшн по окончании сезона или уже по ходу монтировали первые эпизоды?
— Мы начали пост-продакшн прямо во время сезона, другого выхода не было. Конечно, такой процесс выглядит немного странно, нам часто приходилось возвращаться к уже сделанному, что-то менять или переставлять, смещать акценты. Но, естественно, чем ближе становилась турнирная развязка, тем отчетливее мы понимали, что «Сандерленд» вылетит — соответственно, и сюжет Sunderland Till I Die выстраивался конкретнее. Если бы мы начали пост-продакшн только по окончании сезона, никак бы не успели выпустить сериал уже в декабре.
Как переубедить Netflix и сотрудничать с гигантом
— Как вы вообще убедили Netflix, что им нужен сериал о нетоповом клубе, который к тому же только что вылетел из АПЛ? Окей, в итоге получилась уникальная жесткая драма со вторым вылетом подряд, но вы договаривались о производстве, когда самым ожидаемым сценарием была стандартная борьба за выход обратно в элиту.
— Изначально Netflix хотел совсем другого, они собирались ответить Amazon своим шоу о команде АПЛ, потому что к тому моменту уже успешно вышел сериал All or Nothing про чемпионский сезон «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы. Мы даже вели переговоры параллельно с несколькими клубами. Но в процессе только лучше понимали, что любая история о топ-клубе будет слишком прямолинейной, а от этого скучной: победа за победой, место наверху таблицы и так далее. Поэтому пошли другим путем: задумались об известном клубе, который прямо сейчас страдает и работает ради того, чтобы вернуться на топ-уровень.
Думаю, огромное значение сыграл наш опыт производства документальных фильмов. В Netflix были уверены, что мы понимаем, как сделать лучше всего. В итоге мы убедили их в своей идее. Сотрудничать с Netflix очень приятно, они — потрясающие партнеры для производителей фильмов, это суперпозитивный опыт для нас. Естественно, по ходу работы мы постоянно советовались, они высказывали пожелания и могли что-то скорректировать, в чем-то нас направить. Но это всегда были позитивные комментарии, обоснованные советы и идеи, благодаря которым сериал стал лучше. Представители Netflix за все время ни разу не говорили, что что-то должно выглядеть только так, как они говорят, они нам полностью доверяли в финальных решениях. Потому что понимали: их работа — поддерживать нас, а наша — сделать максимально цепляющий сериал.
— В линейке Netflix Originals уже были футбольные истории: сериалы об итальянском «Ювентусе» и аргентинском клубе «Бока Хуниорс». Каким опытом тех проектов с вами делились, как это повлияло на Sunderland Till I Die?
— Мы были абсолютно свободны и никак не учитывали прежние футбольные сериалы Netflix. Не собираюсь критиковать коллег, но важно подчеркнуть: например, сериал о «Ювентусе» был исключительно пиар-проектом, его полностью оплатил клуб, это совсем не то, чем мы хотели бы заниматься. «Бока Хуниорс» — интересная история, но в ней не было той глубины, которой изначально собирались добиться мы.
— У вас уже были заметные документалки в спорте: «Класс 92» о легендарном поколении «Манчестер Юнайтед», фильмы про бегунов Мо Фара и Усейна Болта. Насколько этот опыт помог вам сейчас?
— Да, но вот в чем разница: футболисты «МЮ», возможно, вообще лучшее поколение в истории английского футбола, все интервью с ними были позитивными, они ностальгировали об очень удачном периоде жизни. Усейн Болт — суперчемпион: если он выступает, то почти всегда выигрывает; разговор с ним обычно или о победах, или о пути к победам — тоже сплошной позитив. В таких условиях несложно выстроить нужные взаимоотношения с героями.
Другое дело — когда ты запускаешь проект либо с неприятным, либо с неизвестным исходом. Причем не имеет значения, о спорте мы говорим, о музыке или о чем-то еще. Мы начинали переговоры с «Сандерлендом», когда они вылетели — конечно же, нам было сложно убедить их довериться, предоставить полный доступ. В тот момент мы и не подозревали, что команда вылетит снова, но понимали: разговаривать с игроками и тренерами по ходу сезона, когда они еще не выполнили задачу, а только бьются, гораздо сложнее.
— Конец чемпионата, уже точно ясно: сезон провален. Как вы убеждали людей из клуба, которые все и провалили, с вами объясняться?
— В первую очередь говорили, что не ищем никакую грязь. И подчеркивали: даже если вы проиграли на поле, это не значит, что вы не старались, не выложились. Не значит, что вам наплевать. Потому что главная претензия болельщиков к проигрывающей команде в том, что игроки недостаточно отдаются работе. Мы как раз объясняли, что покажем, как на самом деле они вкалывали.
Досадный принцип Netflix и способ зацепить повседневную аудиторию
— Sunderland Till I Die доступен на Netflix уже больше четырех месяцев. Это востребованный сериал, у него хорошие просмотры?
— У нас нет никаких данных. Не знаем ни количества начавших смотреть, ни количества посмотревших до конца. Это один из принципов Netflix: они не делятся никакой статистикой. Что, конечно, очень досадно.
– «Сандерленд» потратил что-то ради производства сериала или им просто повезло, что вы выбрали их историю, а они получили такой мощный пиар бесплатно?
— Футбольный клуб вообще не участвовал в этом деньгами и, соответственно, никак не влиял на итоговый продукт. «Сандерленд» просто одобрил нашу работу во время сезона. Они воспользовались шансом рассказать о себе многомиллионной аудитории Netflix, вывести свой бренд на мировой уровень, далеко за пределы Англии. Думаю, это уж точно удалось. (В марте «Сандерленд» делился цифрами: 35% роста визитов на клубный сайт, в два с половиной раза больше посетителей из США, в четыре раза — из Швеции, в пять — из Германии. — Прим. Sports.ru)
— Сейчас YouTube — суперсила, доступная каждому. Почему, на ваш взгляд, все еще востребованы трудоемкие и продолжительные документальные сериалы?
— Согласен, что YouTube только продолжит расти и становиться главной площадкой в этом пространстве. Однако люди любят смотреть не только короткие видео в промежутках между одним и другим делом или на ходу. Они время от времени готовы побаловать себя: сесть и погрузиться в какую-либо историю, подробно рассказанную и красиво оформленную. Это просто два разных предложения, они всегда будут сосуществовать. Мы не боремся за одного и того же человека с теми, кто запускает короткие вирусные ролики. Мы предоставляем то, чем юзер удовлетворит свое второе желание. Это не битва между YouTube и всеми остальными платформами, потому что человеку не обязательно выбирать одно: днем он может в сумме час смотреть разные короткие видео на YouTube, а вечером за тот же час посмотреть эпизод сериала на Netflix.
Один из главных принципов документального проекта вне зависимости от темы: нельзя концентрироваться только на фанатах, они и так знают все. Цель — зацепить людей, которые в других обстоятельствах не стали бы ничего смотреть или читать о «Сандерленде», да и о футболе вообще. Поэтому в центре — истории людей, судьбы, а не чисто спортивный сюжет.
На мой взгляд, самое важное при создании любого следующего фильма — найти деталь, которая сделает историю ценной с чисто человеческой точки зрения. «Манчестер Сити» на Amazon — сериал про победы. Sunderland Till I Die — история не о поражениях, а о городе, значимости команды для него и людях, которые страдают из-за неудач. Если нам завтра предложат полный доступ к «Манчестер Юнайтед», «Ливерпулю» или «Арсеналу», мы не станем снимать сериал о буднях футболистов, мы в первую очередь будем искать что-то, что ценнее результатов.
Один из моих любимых документальных сериалов на Netflix — «Последний шанс» (Last Chance U). Это истории игроков в американский футбол, которые учатся в колледже, — они не прошли в другие команды, остался последний шанс пробиться на профессиональный уровень, в НФЛ. Цепляет, потому что мы видим реальных людей, проблемы которых в первую очередь в психологии — все они могут быть похожи на самих зрителей. И тот, кто смотрит, переживает не за результаты команды, а за конкретного человека и его судьбу. Этот сериал — вообще не про спорт, не про жизнь в колледже. Это про людей.