Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

CEO Survey 2021: Казахстанские топ-менеджеры рассказали, как изменились предпочтения потребителей

Кто стал лучшим СЕО и как изменились запросы потребителей – глазами топ-менеджеров. Опубликован казахстанский выпуск  ежегодного опроса СЕО Survey 2021, проведенного ведущей международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC). В казахстанском опросе принял участие 71 руководитель частного бизнеса. Исследование этого года проходило под лозунгом «Хаос ради нового мира». AdIndex Asia публикует выдержки из исследования.

PwC проводит данное исследование по всему миру уже 24 года и последние 9 лет — в Казахстане. Основная цель опроса — оценить мнение руководителей о ситуации в глобальной и национальной экономике, узнать о факторах риска и возможностях для развития бизнеса.

Практически все отрасли частного бизнеса были вынуждены преодолевать испытания, терять доходы и адаптироваться к управлению бизнесом в условиях жестких ограничений. Несмотря на это, респонденты уверены в росте своих доходов.

1.JPG

Среди проблем, которые беспокоят бизнес, предприниматели назвали волатильность валютных курсов, экономическое неравенство, кадровый голод, протеционизм, информационные вбросы и хакерские атаки.

«Беспокоит экономическое неравенство. У нас среднего класса как такового нет. Есть люди очень богатые и достаточно бедные. Средний класс – это основной покупательский сегмент во всем мире, если его нет или он очень узкий, соответственно, это влияет на наш бизнес», - прокомментировал Михаил Борисов, СЕО Fluidra Kazakhstan  (входит в международную Fluidra, предлагающую услуги по проектированию и монтажу систем водоснабжения, бассейнов, аквапарков).

«Нас сильно беспокоят изменения в поведении потребителей. Мы в основном работаем в премиальном сегменте. Наши клиенты – владельцы собственного бизнеса, топ-менеджеры, персонал выше среднего звена. Их кошелек не сильно изменился в плане наполнения, но приоритеты траты денег могут измениться. Если раньше он мог отдать деньги за членство в World Class не задумываясь, то сейчас он будет об этом думать. В число первостепенных затрат может войти, например, дорогая медицинская страховка», - сказал Валихан Тен, двукратный чемпион мира, Азии и Европы по пауэрлифтингу и руководитель спортивного клуба World Class Almaty.

Сегодня люди больше сфокусированы на здоровых продуктах и заботятся о качестве жизни. Интересно, что по результатам исследования в мире бизнесмены больше сохранили персонал на прежнем уровне (39%), чем увеличили (24%) или сократили (37%), тогда как в Казахстане большее число CEO увеличило (39%) персонал в 2020 году. CEO Казахстана ожидают роста количества сотрудников, в основном в IT направлениях, из-за автоматизации процессов и создания цифровых решений для ведения бизнеса (как в В2В, так и В2С сегментах).

Был миф, что удаленная работа не может быть эффективной – сегодня все убедились, что это не так. Однако люди скучают по живому общению и командировкам.

«Удаленный режим работы негативно влияет на эмоциональную сферу. Нам требовалось больше усилий, чтобы объединять людей, чтобы дать им понять, что они по-прежнему одна команда, что они привержены миссии компании», - отметил Константин Кулинич, генеральный директор Mary Kay Kazakhstan.

Большинство опрошенных сказали, что будут инвестировать в цифровую трансформацию и электронную коммерцию. Коронавирусу за год удалось сформировать новые привычки людей. Покупать онлайн стали даже люди пожилого возраста.

«В результате COVID-19 люди намного быстрее научились не просто покупать в онлайне, но и пользоваться широким спектром онлайн сервисов. Это способствовало снятию барьеров в сознании каждого, что пользоваться онлайн услугами удобно и безопасно. Даже более возрастные группы к этому относятся сейчас хорошо. Обычно очень сложно и долго менять культуру поведения. COVID-19 поспособствовал тому, что люди быстро поменяли поведение и перешли в онлайн. Это создает огромные возможности для технологических компаний и для Kaspi.kz в частности», - сказал Михаил Ломтадзе, СЕО Kaspi.kz.

«В последнее время много государственных услуг уходит в онлайн, и мы видим, что на наши процессы это тоже влияет. Мы можем делать более сложные продукты, чтобы, например, человек мог оформить машину онлайн, а номера получить по почте», - поделился мнением Николай Бабешкин, СЕО Kolesa Group.

В этом году председатель правления и акционер Kaspi.kz Михаил Ломтадзе признан лучшим CEO в Казахстане по мнению большинства руководителей частного бизнеса. Респонденты отмечают не только успешный выход на IPO, но и профессионализм команды, достигшей таких высоких результатов, технологичность компании и стратегическое видение руководителя Kaspi.kz.

Ещё новости
16.03.2021 10:07
Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?