Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане

Более того, в кризисный период количество неактивных малых компаний в РК выросло почти на четверть за год.

В Казахстане по итогам января текущего года число малых временно не активных предприятий выросло на 23,3% за год, до 120,5 тыс. компаний, количество активных предприятий при этом практически не изменилось (всего плюс 0,4%, до 159,7 тыс.), сообщает Finprom.

В стране на протяжении многих лет принимаются различные меры, реализуются программы по развитию и поддержке МСБ, но проблемы — недостаток оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам и многое другое — остаются актуальными. В текущем году на поддержку бизнеса предусмотрено более 703 млрд тг в рамках программ «Экономика простых вещей», «ДКБ-2025», «Еңбек», «Дорожная карта занятости», а также программы Национального Банка по кредитованию на пополнение оборотных средств, сообщает информационный ресурс премьер-министра РК.

По итогам трёх кварталов 2020 года доля малого и среднего бизнеса Казахстана от ВВП страны составила всего 30,5%, что является довольно низким показателем по сравнению с развитыми странами, в которых доля МСБ находится в пределах 50%–60%. Например, в США доля МСБ в ВВП страны составляет 50%, в Великобритании — 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63%.

Среди стран центральной Азии весомая роль МСБ наблюдается в Узбекистане, где доля малого предпринимательства (даже без учёта среднего) от ВВП государства составила 53,9% — намного больше, чем в Казахстане.

Таким образом, МСБ в Узбекистане обеспечивает занятостью большую часть населения. По данным Госкомстата Узбекистана, в январе–декабре 2020 года доля занятых в малом предпринимательстве достигла 73,8% от общей численности занятых. В свою очередь, в Казахстане, по последним данным (третий квартал 2020), занятость в МСБ составила всего 38,4%.

Фактически, несмотря на множество ресурсоёмких госпрограмм в Казахстане, направленных на поддержку МСБ, и колоссальный объём выделяемых в сектор бюджетных средств, развитие МСБ в стране остаётся на достаточно низком уровне и значительно уступает успехам соседнего государства — Узбекистана.

 

Ещё новости
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?