Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Можно, но нельзя. Как хотят изменить правила использования чужих изображений в Казахстане

В статью 145 Гражданского кодекса «Право на собственное изображение» вносят поправки, о которых долго и настойчиво говорило медиасообщество. Согласие людей не будет требоваться, если фото сделано при съемке на публичном мероприятии – концерте, собрании, спортивном соревновании. За основу взята аналогичная норма российского законодательства. AdIndex Asia изучил весь документ вместе с юристом и понял – не все так просто.

Поправки для обсуждения опубликованы на сайте «Открытые НПА». Кроме изменения правил работы с изображениями, предлагаются поправки, направленные на пресечение использования персональных данных, опубликованных в общедоступных источниках. Публичное обсуждение проекта поправок продлится до 7 апреля.

AdIndex Asia взял комментарии у медиаюриста Internews в Казахстане Ольги Диденко. Она принимала участие в разработке проектов законов «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О телерадиовещании» и многих других. Член рабочей группы по разработке проектов Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» и Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации». Проводит тренинги по медиа-законодательству, юридической безопасности для журналистов, доступу к информации.

Что предлагает министерство?

Во-первых, решить вопрос с правом на изображение. Сейчас по общему правилу, установленному в Гражданском кодексе РК, распространять изображение третьих лиц можно только с их согласия или когда они позировали за плату. Это существенно ограничивает возможности журналистов, блогеров, пользователей соцсетей распространять видео и фотографии с изображением других лиц. Для журналистов было сделано исключение из общего правила в 2017 году (пункт 1-1 статьи 14 Закона РК о СМИ ), однако эти исключения не распространялись на блогеров и пользователей соцсетей. Это может стать причиной для судебных разбирательств. Опубликованный законопроект содержит поправку в статью 145 Гражданского кодекса РК, согласно которой дополняется перечень оснований, при которых не требуется получение согласия лица на распространение его изображения.

Если изображение лица получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Поскольку норма вносится в Гражданский кодекс РК, она распространяется на всех без исключения; будет способствовать тому, что количество исков о нарушении права на собственное изображение в отношении блогеров и пользователей соцсетей, редакций СМИ будет сокращаться.

Во-вторых, министерство предлагает создать Сервис обеспечения безопасности персональных данных, через который пользователи могут дать свое согласие на сбор и обработку своих данных, могут отозвать его, могут подать жалобу на незаконное использование персональных данных и т.д. Предлагается создать Реестр операторов персональных данных и установить правило, в соответствии с которым, все действия с персональными данными будут считаться легитимными, если они будут проведены через Сервис обеспечения безопасности персональных данных; оператор будет включен в реестр и цель сбора персональных данных будет доказана и необходима.

В-третьих, существенно ужесточается порядок дачи согласия на сбор и распространение персональных данных. Действующий сейчас порядок несколько формален. Письменная форма хоть и требуется, но большинство граждан подписывает согласие, не задумываясь о последствиях. Как итог – большое количество сайтов и телеграм-каналов с предложением платных услуг по распространению персональных данных в рекламных целях и т.д. Предлагаемая поправка предполагает дачу информированного письменного согласия на каждую операцию с персональными данными (хранение, распространение, трансграничное распространение и т.д.). Оператор обязан будет отвечать на запросы по поводу цели сбора персональных данных, обезличивать, удалять их по требованию лиц, которые обращаются с запросами; ограничивать и указывать срок использования и хранения персональных данных, после этого уничтожать их, если цель достигнута; реагировать на жалобы и т.д.

В-четвертых, расширяется перечень организаций, которые могут собирать и производить операции с персональными данными без согласия субъектов – добавлены адвокатские коллегии, деятельность по пресечению отмывания денег и финансирования терроризма и т.д. Напротив, из этого перечня исключена деятельность СМИ, научная, литературная и иная творческая деятельность, что будет вызывать трудности для редакций СМИ, а в перспективе для блогеров.

В-пятых, операторы должны будут отправлять уведомление в МЦРИАП РК не только о начале или прекращении действий с персональными данными, а также раскрывать информацию о сроках, условиях, целях сбора персональных данных, условиях хранения и т.д. Трансграничная передача персональных данных потребует отдельного согласия субъектов, которым они принадлежат.

 

Автор: Ольга Настюкова

 

Ещё новости
16.03.2021 10:07
Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?