Маркетинговое агентство DE FACTO начало «Retail Census» – перепись всех розничных торговых точек в Ташкенте
Retail Census представляет собой полную перепись всех торговых точек на определенной территории. Территорией исследования может быть, как улица, район, так и город, область.
Перепись делается тотально, методом «выжженной земли», то есть обходится вся территория населенного пункта и не пропускается ни одна улица и не одна торговая точка.
При этом все торговые точки фотографируются и отмечаются на детальной карте.
Рисунок 1. Пример карты по переписи торговых точек.
Данные переписи необходимы для определения емкости розничного рынка, категоризации торговых точек и оценки существующей структуры всей розничной сети.
Результаты переписи могут быть полезны производителям и компаниям, занимающимся реализацией потребительских товаров, прежде всего за счет того, что эти данные позволят:
1. Понять общее количество, структуру и типологию розничной сети.
2. Выявить новые торговые точки и найти потенциальных реализаторов.
3. Построить наиболее эффективную сеть дистрибуции.
Для маркетингового агентства перепись торговых точек является важным шагом к последующему проведению аудита розничной торговли.
Перепись агентством DE FACTO проводится регулярно в крупнейших городах Узбекистана с периодичностью каждые 3-4 года. Последний раз перепись проводилась агентством в 2016-2017 годах. Проведение очередной переписи планировалось в 2020 году, но введенные карантинные ограничения не позволили ее начать.
Предварительный анализ трех районов, где перепись уже прошла, показал, что происходит значительное изменение ландшафта и структуры розничных торговых точек. Причем увеличивается как общее количество торговых точек, так меняется и сама структура розничных торговых точек продуктов питания.
Таблица 1. Сравнение количества торговых точек по типам и годам проведения переписи в 3 районах города Ташкент (Мирзо-Улугбекский, Яккасарайский, Юнусабадский).
Так, предсказуемо увеличивается количество торговых точек современного формата, прежде всего супермаркетов, и сокращается количество торговых точек категории Convinience.
Оно и понятно. Потребители все больше совершают покупки в мини маркетах и в супермаркетах, где совершать покупки более комфортно и безопасно.
Что касается канала HoReCa (торговые точки общепита и гостеприимства), то здесь тоже можно наблюдать как общий рост, так и увеличение точек определенного направления.
Таблица 2. Сравнение количества торговых точек локации и годам проведения переписи в 3 районах города Ташкент (Мирзо-Улугбекский, Яккасарайский, Юнусабадский).
Если проследить изменения локаций торговых точек, то здесь тоже очевидно, что все больше торговых точек стремятся открываться поближе к потребителю, внутри жилых районов.
Полное завершение переписи торговых точек ожидается в мае 2021 года, когда уже можно будет подвести итоги и более детально провести анализ текущей структуры розничных торговых точек в Ташкенте.
Также маркетинговым агентством DE FACTO в ближайшее время планируется старт полевых работ по переписи торговых точек в городах Ферганской Долины и Бухары.