Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Объем рынка e-commerce вырос на 82% в Казахстане

Компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан (АЦК) проанализировала рынок розничной электронной коммерции в Казахстане за период 2019-2020 годы. В исследовании приняли участие крупнейшие игроки рынка: интернет-магазин Mechta.kz, французский ритейлер Leroy Merlin, финтех-компания Kaspi.kz, «Казпочта» и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.

В Казахстане объем рынка розничной электронной коммерции в 2020 году вырос на 82% по сравнению с 2019 годом – с 327 млрд тенге до 596 млрд тенге. При этом наибольший рост +65% в 2020 году пришелся на третий квартал. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан», сообщает AdIndex Asia.

Результаты исследования отражают:

● Рынок розничной электронной коммерции 12М2020/12М2019;

● Объемы продаж и количество транзакций;

● Средний чек и изменения в среднем чеке в розничной электронной коммерции.

Из расчетов были исключены категории: продажа железнодорожных и авиабилетов, доставка еды, сайты объявлений, купонные сервисы, коммунальные и иные платежи, а также прочие категории, не связанные с продажей товаров физическим лицам.

«Мы наблюдаем увеличение количества транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос: на 72% в сравнении год к году. Это может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару. Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков рынка на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это в свою очередь повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров онлайн», – указывается в исследовании.

В отчете приводятся мнения игроков рынка:

«Значительно увеличился трафик с мобильных устройств. Если на начало 2020 года 57% трафика приходилось с мобильных устройств, то к концу 2020 года уже 73%. Это заставило нас пересмотреть адаптацию страниц сайта под телефоны, мы сделали множество различных изменений. Стоит отметить изменения в чекауте, что увеличило конверсию в оформленный заказа на 27% за счет улучшенной адаптации под мобильные устройства».

«Леруа Мерлен Казахстан».

«Ключевым изменением в поведении потребителей было резкое увеличение спроса в онлайне. Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов».

Kaspi.kz.

Принимая во внимание, что пик первой волны пандемии в Казахстане пришелся приблизительно на конец II – начало III квартала, можно предположить, что многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровые трансформации, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало не только удобнее и быстрее, но и предпочтительнее для части людей.

Значительное увеличение продаж, вероятнее всего, обусловлено реализацией отложенного спроса в III квартале 2020 года, желанием потребителей продолжать придерживаться социального дистанцирования, соблюдать другие карантинные меры. Более того, возможно за время локдауна сформировались новые паттерны в поведении потребителей, люди стали больше доверять электронной коммерции и совершать покупки онлайн.

Средний чек

Общий тренд изменения суммы среднего чека в 2020 году повторяет тенденции изменения продаж и количества транзакций. «В III квартале 2020 года мы видим увеличение среднего чека в 28% по сравнению с предыдущим кварталом, в то время как в 2019 году в таком же периоде наблюдается снижение в 3%. В IV квартале 2020 сумма среднего чека снизилась на 4%, тогда как в IV квартале 2019, который мы можем принимать как отражение нормальных тенденций, средний чек вырос на 30%. Это можно объяснить теми же факторами, повлиявшими на изменения в росте продаж и количества транзакций», – считают в PwC.

Авторы исследования делают вывод, что люди стали покупать больше товаров и на большую сумму, хотя прирост количества транзакций ниже, чем в подобном периоде 2019 года.

Транзакции увеличились не пропорционально росту продаж, то есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году.

«Формируется новое сознание, которое определяет наши ежедневные привычки и потребности. Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно», – прокомментировала результаты партнер PwC Kazakhstan, руководитель исследования рынка розничной электронной коммерции в Казахстане Наталья Лим.

Ещё новости
16.03.2021 10:07
Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?