Зарплаты выше, но и жизнь дороже. Казахстанцы стали тратить на треть меньше на еду и одежду
В 2020 году расходы казахстанцев на питание вне дома сократились на 33%, на одежду и обувь на 30%. Такие данные привели эксперты на Kazakhstan Marketing Conference 2021.
Меньше есть казахстанцы, конечно же, не стали, но большинство перешло в режим экономии, покупая продукты по акциям, большими упаковками. Раньше люди выходили из супермаркета с полной тележкой, купив больше, чем планировали. Сейчас импульсные покупки сократились. Лояльность к брендам заканчивается там, где начинается экономия.
Дешево и сердито
Как и во всем мире, потребители в Казахстане переориентируют свои расходы на товары первой необходимости. Такие данные предоставила директор аналитического департамента АО «Сентрас Секьюритиз» Маржан Меланич (компания входит в финансовый холдинг Centras Group).
Сделав отсылку к данным глобального обзора потребительского рынка PwC, она рассказала, что приоритетными для потребителей во всем мире стали цена, доступность товаров и возможность покупок онлайн. В Казахстане, судя по опросам, проведенным холдингом, 36% казахстанцев стали покупать товар по акциям и скидкам. 18% перешли на более дешевые бренды. 38% готовы платить за доставку, если она займет менее двух часов. 45% стали чаще использовать мобильный телефон для покупок. 69% волнуют вопросы своего психического здоровья и благополучия.
«Пандемия поставила вопрос о здоровье и благополучии, и это отразилось на покупках. Сейчас больше обращают внимание на производителей, которые заботятся об экологии продуктов», - отметила Маржан Меланич.
Номинальный доход растет, реальный – падает
Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор исследовательской компании Nielsen в Казахстане, добавила: «Все вынуждены поменять наши привычки. Изменения, которые произошли за последний год, беспрецедентны». Впервые мировой ВВП закончил год с падением в 4,4%. В 2020 году Казахстан тоже впервые за долгие годы получил отрицательные темпы роста ВВП.
«В последний раз отрицательные темпы роста ВВП у нас были в 1997 году. По нашим прогнозам, в 2021 году мировая экономика отыграет падение 2020 года, в том числе благодаря странам Юго-Восточной Азии и Китаю, которые успешно справляются с пандемией. По прогнозам, мировой ВВП вырастет на 5,5%. Казахстан тоже будем немного в плюсе – на 3%, чего нельзя сказать о многих других странах», - сказала она.
По словам Мадины Сейсенгалиевой, Казахстан идет вразрез с глобальным трендом «стареющего населения». Больше половины населения страны (57%) моложе 30 лет, из них 20% – дети в возрасте до 9 лет, и 15% – подростки в возрасте до 19-ти лет. Все они финансово зависят от своих родителей. Это означает, что 35% населения страны в силу возраста не может зарабатывать деньги. Поэтому для родителей потеря дохода становится огромным стрессом.
«Номинальный доход населения растет, но реальный – падает. Это означает, что денег у покупателей немного больше, но на те же деньги он может позволить себе меньше, чем в прошлом году. Это вынуждает переходить в режим экономии. Год привел к появлению феномена «домашней экономики». Впервые мы были закрыты дома, оттуда работали и учились. Это существенно изменило привычки – большинство сейчас готовит еду дома», – рассказала Мадина Сейсенгалиева.
Оба эксперта сошлись во мнении, что покупатели стали более рациональными, отдают предпочтение большим упаковкам и менее импульсивно тратят деньги. Если раньше люди выходили из супермаркета, купив больше, чем планировали, сейчас импульсивные покупки сократились. Три главные стратегии покупателей – покупка самого необходимого и отказ от излишеств, покупка по промо-ценам и поиск акций, покупка того же самого, но в меньшем количестве. 40% покупателей теряют лояльность к брендам – на первом месте стоит стремление уложиться в бюджет.
Автор: Ольга Настюкова