Почему запретили рекламу подгузников на госканалах Таджикистана?
Согласно письму Ассоциации рекламных агентств Таджикистана от 4 января, адресованному Комитету по телевидению и радиовещанию, с 17 декабря прошлого года на госканалах «Точикистон», «Сафина», «Бахористон», «Синамо» без каких-либо объяснений и уведомлений приостановили показ рекламы всех подгузников, в том числе брендов Joyful и Giggles.
Рекламодатели жалуются на запрет рекламы подгузников на госканалах Таджикистана – независимая медиа-группа ASIA-Plus попыталась разобраться, в чём причина, кто и почему принял такое решение.
Согласно письму Ассоциации рекламных агентств Таджикистана от 4 января, адресованному Комитету по телевидению и радиовещанию, с 17 декабря прошлого года на госканалах «Точикистон», «Сафина», «Бахористон», «Синамо» без каких-либо объяснений и уведомлений приостановили показ рекламы всех подгузников, в том числе брендов Joyful и Giggles.
«Главы коммерческих отделов этих каналов указали на решение вышестоящей инстанции, то есть на Комитет по телерадиовещанию. Это разрушение рекламных кампаний и грубое нарушение двусторонних соглашений, которые были подписаны с этими каналами. Данные рекламные ролики после согласования показывались с сентября 2020 года. Экспертиза Ассоциации в этой рекламе не выявила никаких противоречий с законодательством страны. Поэтому приостановку рекламных роликов подгузников считаем безосновательной и незаконной», – говорится в письме.
«Учитывая тот факт, что реклама подгузников входит в десятку больших рекламодателей, телеканалы и госбюджет страны могут потерять значительный доход», – подчёркивается в письме.
В конце рекламодатели просят председателя Комитета принять меры для устранения нарушений и допустить рекламу подгузников на телеканалах, а также письменно ответить: на каких законных основаниях было принято это решение?
Кто и как провинился?
В коммерческом отделе Комитета по телевидению и радиовещанию «Азия-Плюс» сообщили, что решение о запрете рекламы подгузников были принято руководством, но причины, почему это было сделано им не известны.
«Действительно реклама подгузников запрещена, но причину мы не знаем. Письмо от Ассоциации принято, и руководство скоро на него ответит. В ближайшие дни решится вопрос пускать эту рекламу, или нет. Больше мы ничего не можем сказать», – сообщил по телефону сотрудник, представившийся заместителем главы коммерческого отдела Комитета.
Тогда мы позвонили напрямую председателю Комитета – Нуридину Саиду, но не получили от него внятного ответа.
«Это такой феномен. Люди, дискредитировавшие себя в течение своей карьеры, хотят реабилитироваться в глазах общественности с помощью показа иногда на вид рекламы. Мы против такой рекламы, а не против рекламы подгузников», – сказал он, не назвав определённый бренд или компанию, чья именно реклама не соответствует и, главное – чему. Не объяснил, в чём виноваты компании, что они нарушили, лишь пожелал здоровья и удачи в работе...
В рекламных отделах телеканалов не захотели официально говорить на эту тему, но не официально отметили, что они не против никакой рекламы в рамках закона, так как это дополнительный доход, но все решается в Комитете.
Миллионы долларов и мировые бренды
Чтобы понять масштаб проблемы и что именно сказали на телеканалах рекламодателям, мы поговорили с директором рекламного агентства «Кашфиёт, тахлил, машварат».
«На телеканалах разводят руками и говорят, что причины запрета неизвестны, им просто позвонили сверху (подразумевается Комитет по телевидению и радиовещанию). То есть на все подведомственные каналы был звонок с требованием в срочном порядке убрать из эфира рекламу всех брендов подгузников», – говорит директор агентства Далер Мамадалибеков.
По его словам, их клиенты, сертифицированные в Таджикистане международные бренды, и они требуют объяснений.
«К сожалению, нам пришлось объяснить зарубежным партнёрам, как есть, поскольку не было других объяснений. Но такие моменты, конечно, у партнёров вызывают недоумение, они не понимают. Такое в принципе невозможно, даже в ближайших азиатских странах. Это всё официально, это предприниматели, которые платят налоги, это большие инвестиции, и они обеспечивают конкурентный рынок, для которого необходима рекламная поддержка. А тут такие изменения, такие запреты…», – сказал директор рекламного агентства.
По словам Мамадалибекова, речь идёт об очень крупной сумме для таджикских телеканалов и бюджета страны.
«Если в совокупности учитывать все бренды, то категория подгузников входит в десятку самых больших рекламодателей на телевидении не только в прошлом году, но за все годы. И теперь госканалы и бюджет потеряют огромные деньги, так как с каждой рекламы платились налоги. Это не маленькие суммы, примерную сумму надо посчитать, но это будет шестизначная цифра в долларовом эквиваленте», – сообщил Мамадалибеков.
Драка за рынок или борьба с педофилией?
«Азия-Плюс» не получила ответа на главный вопрос – почему запретили рекламу подгузников на таджикском телевидении. По словам наших собеседников, в кулуарах обсуждается несколько вариантов:
1. Возможное открытие отечественного бренда по производству подгузников.
2. Запрет на пропаганду педофилии на госканалах, о котором говорили лет 10 назад: якобы показ голых попок младенцев способствует росту педофилии в обществе.
3. Вытеснение определённых брендов с рынка подгузников в Таджикистане.