Реклама лекарств и медизделий: что изменилось в Казахстане
Нюансы, которые облегчат работу рекламщиков. Приказом Министра здравоохранения РК от 20 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-288/2020 утверждена новая редакция правил осуществления рекламы лекарственных средств и медицинских изделий.
Документ регламентирует правила распространения и размещения рекламы в СМИ, электронных информационных ресурсах и в организациях здравоохранения.
Рынок продажи медикаментов — один из самых зарегулированных в Казахстане, в том числе и с точки зрения размещения рекламы. Во-первых, в СМИ и с помощью маркетинговых акций рекламировать разрешено только безрецептурные препараты. Запрещена реклама рецептурных препаратов, направленная на конечного потребителя, но она разрешена в отношении специалистов сферы здравоохранения. По данным Центрально-Азиатской рекламной Ассоциации, в новой редакции правил есть следующие изменения:
· срок проверки комплектности представленных документов, материалов и оценки рекламных материалов лекарственных средств и медицинских изделий на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан и настоящих Правил был сокращен с 20 до 10 рабочих дней.
· появилась необходимость получения разрешения на рекламные баннера, видео и аудио материалы, размещаемые в Интернете.
· исключен пункт об обязательном упоминании номера регистрационного удостоверения и даты его выдачи в аудиоджинглах на радио.
Остальные нормы остались без изменений. Чтобы получить разрешение рекламировать медизделия и лекарства, заявителю нужно заключить договор с экспертной организацией о проведении оценки рекламных материалов. Компания предоставляет в Центр обслуживания заявителей (ЦОЗ) экспертной организации следующие документы:
· заявление по установленной форме;
· рекламный материал на бумажном и электронных носителях на казахском и русском языках (модуль, статья, раскадровка видео рекламы или баннера, рекламный текст аудио рекламы);
· видео-, аудиозаписи рекламы на казахском и русском языках при распространении на видео-, радиоканалах;
· эксплуатационный документ медизделия (если речь идет о медизделии) и др.
Ответственный исполнитель ЦОЗ после приёма документов в течение одного рабочего дня осуществляет регистрацию заявления и вносит сведения в информационную систему. Далее в течение 10 рабочих дней экспертная организация осуществляет проверку комплектности документов и материалов и проводит их оценку на соответствие требованиям законодательства РК.
При выявлении несоответствий, экспертная организация направляет заявителю однократно письмо с указанием выявленных замечаний и необходимости их устранения в полном объёме в срок, не более 10 рабочих дней со дня получения письма.
При положительной оценке экспертная организация выдаёт Заключение о соответствии рекламы лекарственных средств и медицинских изделий требованиям законодательства РК в области здравоохранения и Правилам осуществления рекламы.
Полный текст документа, а также формы заявлений для оценки на соответствие требованиям законодательства опубликованы на сайте Министерства юстиции.