Канат Сахариянов: государство должно взять медиаизмерение в свои руки
Телезрители, переходящие в интернет, смотрят тот же контент, что и по телевидению. Поэтому в Казахстане нужно переориентировать телеизмерение рейтингов популярных программ и каналов, с учетом новых технологий. Рейтинги, существующие сейчас, не отражают реальной картины предпочтений казахстанцев. Об этом в интервью AdIndex Asia рассказал Канат Сахариянов, генеральный директор холдинга Atameken Вusiness. В структуру компании входят телеканал Atamekеn Business и информационное агентство inbusiness.kz.
Система измерения телевизионных рейтингов в Казахстане является устаревшей, а ее данные не соответствующими действительности, считает Канат Сахариянов, генеральный директор медиа холдинга Atameken Вusiness. По его словам, все большую часть эфирного времени занимает интернет-вещание и «отложенное телесмотрение», например, на YouTube.
«Самая большая проблема казахстанского медиарынка – «кривые» медиаизмерения. Спор медиарынка и медиаизмерителей напоминает дискуссию глухого со слепым. Мы уже давно настаиваем, чтобы была внедрена система, обладающая возможностью передачи данных по каналам обратной связи (return path data, RPD). Тогда картина будет коррелироваться в сторону точности и информация будет более релевантная. Необходимо срочно внедрять систему, которая позволит измерять отложенное телесмотрение, мобильное телесмотрение, IP-вещание. Сейчас один из провайдеров внедрил свое телевидение, которое смотрят через мобильное приложение и там довольно серьезный рост», — говорит Канат Сахариянов.
В Казахстане свыше 20 лет телеаудиторию измеряет компания Kantar (TOO «TNS Central Asia»). Столько же лет ведутся споры о корректности этих измерений. Измеряются рейтинги 27 телеканалов. Сбор данных происходит с помощью специальных приборов – портативных пиплметров (PPM). Выборка осуществляется на основе данных порядка 3000 респондентов в 21 городе Казахстана. С помощью системы кодирования сигнала портативный пиплметр распознает сеансы телесмотрения дома, а также вне дома. Эта информация хранится в памяти устройства, затем автоматически передается в базу проекта TV Index 100 000+ и подвергается дальнейшей обработке.
Именно данные TNS служат валютой для взаиморасчетов на рынке. На информацию от единого измерителя ориентируются крупные рекламодатели, в том числе западные.
«Мы много раз показывали нашим рекламодателям, что это искаженная информация. 3000 человек, смотрящих сериалы, не формируют баинговую аудиторию, которая покупает те или иные продукты. А рекламодатели не могут изменить эту систему и адаптироваться под новые условия в каждой стране. Потом, нас постоянно пугают, что если будут другие медиаизмерители, то крупные рекламодатели вообще откажутся от рынка. Я считаю, что никто никогда не откажется от денег. Моя личная позиция – государство должно взять этот процесс в свои руки, инвестировать и развить эту систему так, чтобы показатели были точными. Государству незачем обманывать рекламодателей и население своими рейтингами» — считает Канат Сахариянов.
Пиплметры не дают точной картины о том, что необходимо сейчас казахстанскому зрителю. К примеру, рейтинги показывают, что люди смотрят телесериалы. В карантин и после перехода на дистанционную работу на просмотр данного жанра казахстанцы в будние дни тратили в среднем 42 минуты в день. А данные интернет-трафика, просмотры YouTube, рейтинги сайтов, показывают другое – есть спрос на информационно-аналитические материалы и передачи на казахском языке. С появлением каждой новой технологии медиаизмерители должны идти в ногу со временем, пояснил спикер.
Автор: Ольга Настюкова