Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Опубликованы доходы и затраты операторов сотовой связи Казахстана за 2020

Пока многие отрасли экономики стагнируют из-за кризиса, вызванного пандемией, сфера связи демонстрирует рост.

На то есть объективные причины: карантин в стране спровоцировал переход школьников и студентов на дистанционное обучение, а взрослых — на удалённую работу. В стране, как и во всем мире, резко возросла потребность в высокоскоростном интернете и мобильной связи, что увеличило как доходы, так и расходы казахстанских сотовых операторов.

За январь–октябрь 2020 года доходы телеком-сектора РК составили 726,6 млрд тг — на 10,3% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года (ИФО* — 108,2%). При этом 63% всех доходов операторы получили за счёт предоставления услуг интернета и мобильной связи. По итогам десяти месяцев 2020 года общие доходы операторов от интернет-сети составили 271,7 млрд тг, или 37,4% рынка, от услуг мобильной связи — 191,9 млрд тг, или 26,4% рынка,по данным ranking.kz.

Абсолютный лидер по количеству абонентов сотовой связи — Beeline, который по итогам третьего квартала обслуживает порядка 40% абонентов, или 9,7 млн, по всей стране. На втором месте расположился Kcell с 8 млн абонентов, что составляет 33% рынка. При этом у Tele2 и Altel насчитывается 6,9 млн абонентов.

Доходы сотовых операторов в 2020 году выглядят следующим образом. По итогам трёх кварталов выручка Beeline составила 143,3 млрд тг, увеличившись на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Кроме того, Beeline стал единственным оператором связи, вошедшим в ТОП-30 крупнейших налогоплательщиков страны.

Выручка сотового оператора Kcell составила 125,5 млрд тг — на 9,9% больше, чем в соответствующем периоде 2019 года. Информация по Tele2/Altel к концу ноября ещё не была предоставлена.

Таким образом, в условиях глобального кризиса операторы сотовой связи стали наиболее экономически устойчивыми, а доходы от предоставления услуг в секторе держатся на стабильном уровне. Но не стоит забывать о расходах.

Операторы сотовой связи вкладывают немалые средства в развитие отрасли: создание инфраструктуры, проведение связи в отдалённые районы, расширение мощностей и т. д. Наибольшая сумма капитальных затрат (CAPEX) наблюдается у Beeline: 39 млрд тг, что составляет 27,2% от выручки компании. При этом у Kcell капитальные затраты в аналогичном периоде составили всего 7,2 млрд тг или 5,7% от продаж.

Beeline уделяет заметно больше сил и средств модернизации и расширению своих мощностей, обновлению оборудования. Благодаря работе в этом направлении Beeline увеличил количество абонентов связи формата 4G до 50% от общего количества клиентов, сети четвёртого поколения стали доступны для 75% населения страны. Речь идёт не только о городах, но и об отдалённых сёлах с населением от 250 человек. Ежемесячно операторы подключают эти сёла к сети по всему Казахстану в рамках проекта «250+».

В целом на рынке связи наблюдается рост инвестиций в строительство и модернизацию сети. По итогам января–октября 2020 года инвестиции в сферу информации и связи составили рекордные за последние годы 95,5 млрд тг — на 71,9% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года.

Основными направлениями инвестиций стали:
• расширение производственных мощностей с целью увеличения числа абонентов 4G;
• замена старого оборудования;
• внедрение новых технологий;
• ввод новых производственных мощностей при неизменном числе абонентов;
• рационализация существующих услуг;
• рационализация материально-технического обеспечения.

Ещё новости
16.03.2021 10:07
Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?