Спецпроект

AdIndex запускает специальный проект, посвященный состоянию и перспективам рекламной индустрии Центральной Азии. Об особенностях устройств рынков двух ведущих регионов — Казахстана и Узбекистана — мы расскажем через актуальную аналитику, кейсы и серию интервью с ключевыми игроками.

Рекламщики Казахстана и МВД: в бесконечных поисках компромисса

Где можно размещать рекламные щиты и как их устанавливать. Национальный стандарт СТ РК 1633-2015 – документ, который регламентирует размещение рекламных конструкций вдоль дорог, стал в Казахстане камнем преткновения. Если его примут в том виде, в котором он существует сейчас, можно демонтировать 90% наружной рекламы в стране.

В рекордные сроки казахстанскому рекламному сообществу и МВД нужно найти компромисс в разработке стандарта 1633. В документе, который регламентирует размещение рекламных конструкций вдоль трасс, есть нормы, которые рекламщики назвали невыполнимыми.

«90% рекламных конструкций во всех городах Казахстана можно просто демонстрировать. Например, если в начале перекрестка и в конце стоит дорожный знак, то на этом перекрестке нельзя ставить конструкцию. Конструкции предлагалось ставить на расстоянии 25 метров от остановки – вообще непонятная норма. МВД ссылается на безопасность», – объяснил директор ТОО «Реклама – регионы» Сергей Рычков.

«Каждый год появляются новые форматы, новые технологии. Этот стандарт был принят без согласования с бизнесом, который он регулирует. Сейчас мы руководствуемся Законом «О рекламе», в котором есть упоминание того, что будет новый национальный стандарт. К его разработке бизнес-сообщество приступило в августе-сентябре 2020 года. Был карантин, была сложность собрать участников рынка. Бизнес разработал стандарт, который удовлетворял все стороны. Но Комитет административной полиции МВД в середине декабря, за две недели до введения стандарта, представил свои запретительные меры», – рассказал президент ОЮЛ «Рекламная Ассоциация Бiрлiк» Наиль Ахмеджанов.

МВД ссылается на сильные северные ветра, мол, упавшая рекламная конструкция может травмировать человека. Рекламщики апеллируют статистикой – даже крыши в ураганы срывает чаще, чем биллборды. В Центрально-Азиатской рекламной ассоциации говорят, что на выходных экстренно провели научно-технический совет, отработав пакет поправок вместе с МВД. Благодарят за поддержку палату предпринимателей «Атамекен». Их принципиальная позиция поддержки бизнеса и отраслевых ассоциаций сыграла большую роль. Сейчас в Ассоциации ждут нового согласованного текста документа.

«Вместе с МВД мы нашли компромисс. Демонтировать старые конструкции не будут. Постепенно будут меняться все конструкции, и постепенно все будет приводиться в порядок, в соответствии со стандартами. Это касается и моментов с дорожными знаками» – объясняет Дана Дауленбаева, глава Центрально-Азиатской рекламной ассоциации.

Проблемы у рекламного бизнеса начались еще летом 2018 года. Акимат Усть-Каменогорска ночью тайком демонтировал рекламные конструкции. Незаконность этих действий впоследствии была доказана в суде.  В 2019 году земельные комиссии отказывались продлевать аренду земельных участков, ссылаясь на то, что бизнесу не согласовала продление аренды дорожная полиция.

Государственные органы обосновали действия тем, что предприниматели не соблюли Национальный стандарт СТ РК 1633-2015. Тогда бизнес поддержала прокуратура, указав, что скоро будет принят новый Закон «О рекламе» и стандарты все равно пересмотрят. Стандарт является рекомендательным, но именно им руководствуются при проверках все государственные исполнительные и контролирующие органы. В Центрально-Азиатской рекламной ассоциации говорят, что сейчас разработан документ, который более-менее отражает рыночную ситуацию. На доработку деталей уйдет, возможно, еще год-полтора. Пока же предприниматели в случае спорных ситуаций могут обращаться в суд.

Автор: Ольга Настюкова

Ещё новости
16.03.2021 10:07
Малый и средний бизнес в Казахстане значительно менее развиты, чем в Узбекистане
16.03.2021 08:32
Beeline второй раз за шесть дней объявил о назначении нового гендиректора подразделения в Узбекистане
16.03.2021 07:32
«Красивый ответ ФАС»: Моргенштерн стал сотрудником «Альфа-банка»
15.03.2021 15:32
Курага в топе товаров, теряющих популярность – как успешно продавать курагу и абрикос?