Ко-проект AdIndex и журнала «Интернет в Цифрах»
Разговоры
о рекламных технологиях, мобильных трендах и блокировке рекламы

1 Какие основные технологические тренды на российском и мировом рекламном рынке вы бы выделили в настоящий момент? Отстает ли российский рынок, и куда он движется?

Дмитрий Федосеев

Сегодня многие (особенно за границей) повторяют как мантру 2 слова: «данные» и «персонализация», «персонализация» и «данные», при этом где-то эхом к ним звучит «мобайл», последние несколько лет набирающий обороты с переменным успехом. Порталы, показывающие вам рекламу фильма, который вы долго ждали, и предлагающие купить билеты в любимый кинотеатр; автоматически адаптируемая под ваш пол, возраст, психотип и настроение главная страница сайта магазина одежды; системы, определяющие эффективную частоту показа баннеров именно вам, — все это уже не будущее, эти технологии уже используются в Америке и Европе и я очень надеюсь, что скоро придут к нам в полном объеме. Предпосылки есть, вектор задан. Стоит лишь немного подождать или своими руками помочь внедрить их на Российском рынке.

Екатерина Гринчишина

Еще свежи воспоминания о времени, когда существовало до 2 видов таргетинга. Сейчас же их более двух десятков. Настолько стремительная эволюция не может оставаться без внимания, поэтому отовсюду звучит ода «данным». Отстает ли российский рынок? Безусловно. Но это лишь преимущество. Благодаря тому, что на Западе набили уже все шишки, мы, пользуясь опытом, способны обходить ошибки.

Также стоит отметить, что значительно выросло количество потребляемого видеоконтента. К нам начали выходить зарубежные каналы, например Netflix. Мы стали создавать свои («Амедиа» и т.д.). Если раньше мы в основном вели дискуссии касательно кинолент, то сейчас сложно найти человека без предпочтений в сериалах. Появилось панорамное видео 360, дополненная реальность и многое другое. Отдельно стоит отметить рост видеопросмотров в мобайле, это способствовало развитию технологий и лояльности операторов.

Евгений Демур

Все больше сделок совершается посредством programmatic, что, на мой взгляд, говорит о том, что технологические платформы в этой длинной цепочке закупок эволюционируют и предоставляют все больше возможностей как для рекламодателей, так и для владельцев инвентаря.

Помимо programmatic, наблюдается формирование замкнутых и brand safe экосистем, так называемых walled gardens, где, к примеру, в рамках мобильного приложения доступен контент с нативно встроенными рекламными сообщениями, что, безусловно, выгодно как владельцам инвентаря, с точки зрения удержания их ежедневной аудитории, так и рекламодателям, опасающимся за то, что купленный трафик будет заблокирован на уровне клиента, либо показан на ресурсах из blacklist’а.

Безусловно, российский рынок отстает с точки зрения возможностей использования этих новых технологий, но касаемо самих технологий, здесь, на мой взгляд, мы если не на равных, то довольно быстро нагоняем и адаптируем.

Лев Кангин

Автоматизация маркетинга, Big Data, технологии мобильного маркетинга. Российский рынок отстает, но это сильно связано с поведенческими особенностями российский потребителей.

Вера Крашенинникова

Совмещение медийной рекламы с узким таргетингом. Сложное таргетирование по множеству факторов. Синхронизация ТВ и интернет рекламы. Глубокая интеграция смежных систем (аналитика, показы, оценка конверсии, конкретная продажа и пр.) Не думаю, что мы сильно отстаем. Инструментарий есть. Кажется, что немного не хватает менеджеров, которые могут ставить сложные многоцелевые задачи.

Николай Виноградов

Главный тренд — это создание сервисов и технологий, которые помогают решать проблемы людей быстрее и эффективнее. Будь то картографические сервисы, мессенджеры или специализированные метапоисковики. Ну а дальше эти технологии открывают возможности для рекламодателей — получить доступ к своим клиентам, которые этими сервисами и пользуются, донести до них свой продукт в максимально таргетированном виде и именно в тот момент, когда он нужен. За этим будущее рекламного рынка. Это не назойливая реклама, которая приходит, когда не надо и о том, что не надо, а реклама, которая решает проблемы людей. И именно технологии позволяют посмотреть на рекламу с такой стороны.

Конечно, в тренде programmatic — он также снижает уровень спамности рекламы за счет прицельного таргетинга и в равной степени повышает ее эффективность. Хотя сегодняшние его возможности пока явно далеки от идеала. Еще я бы отметил технологии, которые делают рекламные усилия прозрачнее — в первую очередь колтрэкинг. Он существует уже не первый год, но уровень его проникновения все еще остается низким, его ждет активный рост.

Российский рынок по всем этим направлениям движется вперед хорошими темпами, в нашей стране рождается много решений, которые идут на зарубежные рынки и хорошо приживаются там, а это самый лучший показатель того, что технологии у нас не отсталые. Направление движения — развитие programmatic, рынка Big Data, колтрэкинга и технологий для людей.

Дмитрий Нечаев

Я склонен воспринимать мировой рекламный рынок как тест-драйв технологий, рекламных возможностей и сервисов. Facebook, Google и Apple тестируют свои проекты в США, а после запускают на остальных рынках. Поэтому настоятельно рекомендую обращать внимание на происходящее в англоязычном сегменте интернета. Например, нативная реклама на уровне Harvard Business Review обсуждалась уже в 2013-м году, а крупнейшие российские медийные агентства только в 2016-м начали внедрять ее на уровне собственных продуктов. Почему нашему рынку понадобилось 3 года, чтобы использовать новый рекламный инструмент? Потому что старые коммуникационные форматы все еще хороши. Медийная реклама и прероллы обеспечивают охват, а performance marketing — результат.

Российская рыночная действительность развивается в сторону активного использования видео в своей коммуникации. Видеоблогеры на YouTube, стримы на Twitch и нативные видео-плееры социальных сетей объединяют миллионы потребителей. Более того, уже сейчас у нас есть данные об этих потребителях: откуда они, с какого устройства просматривают контент, как с ним взаимодействуют.

Про мобайл уже как-то неловко говорить: он уже давно должен был стать одним из ключевых коммуникационных инструментов компаний, но до сих пор играет роль «бонуса» на уровне формата или адаптивной верстки веб-сайта.

Мы в свою очередь нацелены на технологическое развитие рынка, и для этого проводим каждый год конференцию Wake Up Digital. В 2016 году темой конференции стал Performance marketing, получилось крайне информативное обсуждение как со стороны крупных клиентов (Kaspersky, Pepsico, Biersdorf), так и со стороны площадок и технологий (Vkontakte, Segmento, ADLuxe).

Алексей Головин

Все ключевые технологические тренды неразрывно связаны с изменением поведения потребителя. На рынке стало очевидно, что вся технологическая инфраструктура должна строиться вокруг потребителя, и это не только сбор и сегментация информации о нем, но и развитие предиктивных технологий для понимания, что потребитель захочет купить или что купит завтра. Именно развитие предиктивных технологий и станет ключевым трендом на ближайшие годы. Если сравнивать российский рынок с западным, то да, в технологическом плане он отстает, но, наш взгляд, это временное явление. И мы, в первую очередь, сравнивая нашу CRM платформу с западными аналогами, понимаем, что мы сильны в кастомных технологических решениях, очень много кастомизаций делаем именно под конкретного клиента, здесь мы значительно более гибкие, потому что у нас что ни клиент, то особенный, у каждого сильно выраженная специфика. Западные же коллеги сильны в создании именно отраслевых решений, где в силу специфики рынка и развитости бизнес процессов, все достаточно унифицировано.

Наталья Семагина

Если взять сферу емейл-маркетинга — то появляется и становятся популярными все больше инструментов, которые работают сразу с несколькими задачами или каналами. То есть платформа рассылок сама по себе — это мало, но платформа рассылок, которая отправляет еще смс и push-уведомления или же интегрирована с офлайн-розницей или рекомендательной платформой — это уже отлично. Инструментов и каналов появляется все больше и больше и перед маркетологами встает задача связать их, объединить все каналы и транслировать через них единую коммуникационную стратегию.

Стабильно растет и становится более технологичным рынок мобильной рекламы, появляются новые инструменты для показа рекламы по протоколу RTB — как в вебе, так и на мобильных устройствах.

Набирают вес чат-боты — их пробуют внедрять в каком-то формате очень многие компании и совершенно для разных целей, начиная от расписания сеансов до скачивания книг или совершения онлайн-покупок в магазине. Пока не совсем ясно, к чему приведет такое массовое увлечение этим направлением, но уже есть некоторые удачные примеры применения таких решений — например, чат-боты отлично работают для получения текстовой информации типа прогноза погоды, расписания фильмов или чтения новостей.

Станислав Захаров

Продолжает смещаться фокус в сторону рынка мобильной рекламы различных форматов, особенно в сторону мобильного видео. В мире сейчас тренд, при котором около 60% всех performance действий генерируются мобильной видеорекламой. Российский рынок пока начал с отставанием, но сейчас можно сказать, что наши технологии идут в ногу с западом и вопрос лишь в готовности команд к работе с креативами. Один из новейших отечественных высокотехнологических продуктов — платформа PMA Network — наша разработка.

Анна Кузьменко

Первое и основное: тотальная фрагментация медиа и потребительского поведения. В условиях распада единых аудиторий на небольшие группы, бренды вынуждены искать и создавать технологии для быстрого сбора и активации данных о потребителях. Если говорить об уровне технологий, то российский рекламный рынок если и отстает, то очень не намного, а иногда и опережает западный. Другое дело эволюция спроса и готовности клиентов/брендов к новшествам в этой сфере.

Геннадий Нагорнов

За последний год появилось много нового! Кроме уже устоявшихся трендов, которые набирают популярность, таких как online video реклама, Big Data индустрия, programmatic закупки и конечно же mobile реклама, появились новые направления, которым суждено поистине изменить мир! Стоит выделить активное развитие рынка виртуальной реальности. На данный момент только готовится фундамент для целой индустрии, но уже сегодня понятно, что она поменяет многие модели потребления контента и взаимодействия со всеми, привычными сегодня, аспектами жизни. Также очень ярким взрывом на рынок ворвались боты — системы автоматического взаимодействия с потребителем, которые дают четкие решения на запросы внутри чатов fb messenger, telegram. Это целая новая индустрия, амвтоматизирующая менеджерские функции, которые раньше выполняли сами люди. Обязательно стоит сказать о полной синхронизации всех устройств и формировании единого профиля пользователя, причем не только в его онлайн активности, но также и офлайн действиях! Над этим аспектом сейчас трудится огромное количество лучших умов, и мы видим определенный прогресс в этом направлении.

Россия, конечно, сильно отстает от Запада. В первую очередь в объеме средств, которые вкладываются в разработку по данным направлениям и которые тратятся потребителями. Во вторую очередь — в ментальности. На Западе рынок любят и активно вкладывают деньги во что-то новое, пробуют, учатся, а у нас все боятся и продолжают покупать старые инструменты, пока не станет ясно, что на Западе уже миллиарды делают что-то новое. Мы очень медленные в плане применения чего-то нового. Дух новаторства у нас пока не развит.

Надежда Мерещенко

Рекламный рынок меняется. Мало делать просто хорошие ролики, настраивать контекст, запускать таргетинги. Каждый рекламодатель (да и рекламомэйкер) хочет видеть ощутимый результат от своих вложений, который можно посчитать в рублях. И от изменений механических — считать больше показов, просмотров, кликов — мы движемся к изменениям качественным. Куда именно? Все больше в «науку». Технологический инструментарий маркетинга расширяется и включает в себя все больше инструментов научных. Мы каждый день cоздаем сложные интегрированные решения в аналитике, чтобы видеть полную картину бизнеса с данными из онлайна и офлайна. Взять к примеру Google BigQuery и его возможности, которые мы открыли своим клиентам. С такими технологиями совершенно иначе могут выглядеть все рекламные кампании в интернете.

Сергей Спивак

Видео реклама. Уже сформировавшийся тренд, о котором много сказано. Возможность управлять показами через адсервер, в том числе и на крупных Российских порталах, включая Яндекс и mail.ru. Это позволяет обеспечить сквозное управление частотой показов рекламы каждому пользователю. Так как частота сильно влияет на размер бюджета, то возможность показать рекламу лишь необходимое количество раз позволяет не тратить средства на лишние показы и экономить бюджет.

Илья Лопухов

Главный тренд последнего времени — это виртуальная реальность, возможность собирать подробный портрет потребителя. В руках специалистов оказалась огромная data не только по соц. дему, но и по интересам потребителей. Как результат — бум контент-маркетинга и усиление роли нативной рекламы. Сегодня сам потребитель диктует, что и когда писать брендам для привлечения его внимания.

Анастасия Кузнецова

Все технологические рекламные тренды основываются прежде всего на психологии пользователя. Это значит, что рекламные сообщения придут к тому, чтобы быть максимально релевантными, актуальными в данный момент времени и полезными для каждого конкретного пользователя. А также сообщения будут подаваться в наиболее удобном для восприятия пользователем виде.

Сегодня мы не говорим о том, что мобильная реклама является трендом, так как активная «мобилизация» общества уже изменила правила общения брендов с потребителями, а стратегии основных технологических гигантов являются mobile first. Нет более интимного момента коммуникации с пользователем, чем через мобильный телефон. В мобильной среде будет происходить гипер-персонализация рекламных сообщений. Что это значит?

Дальнейшее развитие программатик технологий закупки интернет рекламы в сторону использования всех доступных данных пользователя (CRM данные компании, данные поведения пользователя на собственных сайтах и в приложениях компании, данные сторонних источников) — для показа рекламы в каждый момент пути пользователя как покупателя. Соответственно, в тренде будет и персонализация контента в рекламных сообщениях.

Происходит усиление роли визуальных форматов перед текстовыми — видео, графические форматы лучше воспринимаются человеком в мобайле. Нативные форматы завоевывают расположение пользователей и показывают хорошую эффективность. Рич медиа форматы позволяют вовлекать пользователя в коммуникацию с брендом тут же на месте, никуда не переходя.

Будущее за платформами, которые будут иметь доступ не только к соц. дему и интересам пользователя, но и к отслеживанию жизненных циклов его потребностей.

А также будущее за платфомами, которые могут дать возможность пользователю получать нужную ему информацию здесь и сейчас. Например, это оптимизация собственных алгоритмов поиска социальными сетями, работа над алгоритмами индексации видео контента Google, разработка персональных мобильных ассистентов с голосовым управлением для поиска нужной пользователю информации, конкуренция мессенджеров и бум ботов.

Исходя из меняющихся условий, абсолютный тренд медиа баинга и медиа планирования — не объемные закупки, а качественные. Рекламодатели стали пристальное внимание обращать на ROI потраченных бюджетов. Программатик технологии позволяют не только оптимизировать кампании, но и создавать предикторы для планирования качественных размещений. Автоматизация закупок и размещения рекламы позволяет расширять охват за счет look a like аудиторий.

Для рекламодателя становится важной прозрачность ценообразования показа рекламы и удобство закупки. Все промежуточные звенья поставки трафика, не дающие added value или перегревающие цены, будут отмирать.

Анатолий Емельянов

Я бы выделил три направления: мессенджеры, носимые гаджеты и интернет вещей. Уже сегодня приложения для мгновенного обмена сообщениями Telegram и WhatsApp, становятся более удобны для прямого общения между пользователями. Надо ожидать, что маркетинговые стратегии перейдут к прямому общению с потребителем от public к direct. Носимые гаджеты и интернет вещей скоро о нас буду знать больше, чем близкие. Часы и браслеты, подключенные к сети, уже реальность и собирают о нас все больше данных. Скоро кофемашина будет сама заказывать капсулы, а холодильник заказывать продукты и в каждом доме будут кнопки от магазинов, на примере Dash Button от Amazon.

Даниил Данин

Мобильный трафик, блокировка рекламы, контент порталы, работа с большими данными для оптимизации рекламных бюджетов и прогнозирования.

Виктория Ветчинкина

Рост мобильного трафика, попытка более серьезно относиться к ботам и viewability. Мы предполагаем, что разрыв между нашим рынком и западным сокращается. И примером тому служит выход российских компаний на международный рынок.

Винер Хафизов

  1. Интеграция десктопной и мобильной рекламы.
  2. Блокировщики рекламы.
  3. Интеграция ТВ и digital-рекламы (например, через приложения телеканалов).
  4. Развитие нативной рекламы.
  5. Расширение инвентаря соцсетей.

Наш рынок отстает от передовых трендов на пару-тройку лет, что, по сути, трудно назвать отставанием. Иногда этот лаг даже позволяет эффективнее использовать передовой опыт, избегая ошибок, которые отняли время и бюджеты в тестовые периоды за рубежом.

На вопросы отвечали

–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.