01 Августа 2014 | 14:33

Копирайтинг. Рекламные специалисты рекомендуют книги и лекции, способные расширить знания о работе со словом

Сегодня в рамках культурного обмена копирайтеры и креативные директора рассказали о книгах, фильмах и мобильных приложениях, без которых не обойтись специалистам

 

 


Ольга Полянская
старший копирайтер агентства
FCB Moscow

 

Посмотрите документальный фильм «Венецианский Синдром» Адреаса Пихлера. Монологи коренных венецианцев об угасании их родного города звучат на фоне гигантского лайнера, полного китайских туристов. В итоге получается что-то вроде феллиниевского «И корабль плывет», только наизнанку. Потрясающая работа международной группы операторов: ты словно находишься внутри картинки – бродишь в резиновых сапогах по «высокой воде», заходишь в чудом уцелевшие продуктовые лавки и сокрушаешься из-за покупки компанией Benetton старинного здания венецианской Почты.

Факты и цифры говорят о том, что Венеции, как и традиционной европейской культуре в целом, жить осталось совсем недолго. Этот красивый сеанс шоковой терапии будет очень полезен тем, кто работает на общество потребления и глобализации.

 




Даша Овечкина и Антон Рожин
копирайтеры агентства
«Восход»

 

Блоги профессионалов. Часто бывает, что в одном блоге человек собирает всё необходимое из разных источников. Не ройтесь по разным источникам – читайте нужные блоги. Лучший пример – блог стратега Антона Аверьянова (ajven.com).

Фильмы-биографии известных людей.

Вдохновляет, окрыляет, заставляет верить в себя.

Примеры:
«Я соблазнила Энди Уорхола»
«Выход через сувенирную лавку»
«Рэй»
«Меня здесь нет»
«Переступить черту»
«Баския»

Лекции на YouTube:

Есть канал CannesLion, есть канал TED, есть New Directors' Showcase Saatchi&Saatchi и т.д. Ищите разные агентства, бренды и подписывайтесь.
Отличный пример:

Глупости. Не стоит забывать, что реклама делается для людей. Интересуйтесь тем, чем интересуются они: просматривайте глупые группы, будьте в курсе мемов, приколов, вирусов и т.д.
А вот самый эффективный ресурс для вдохновения https://www.google.ru/maps/preview.
Живите, расширяйте кругозор, общайтесь, узнавайте мир.

 


 


Иван Соснин
senior copywriter,
Red Pepper

 

Искренне верю, что вдохновение не нужно искать на рекламных сайтах, на полках с профессиональной литературой. Зачастую лучше поступить нелогично: посмотреть фильм про медицину, прочесть «Мифы Древней Греции». Ведь если вы хотите сделать что-то действительно новое, пора свернуть с уже протоптанной тропинки. Поэтому я предлагаю посмотреть занимательную комедию с черным юмором, непредсказуемым сюжетом и Патриком Суэйзи:

 


 


Александр Пархоменко
креативный директор
StreetArt, Екатеринбург

 

Никогда не забуду слова учительницы литературы: «Ребята, как же я вам завидую! Сколько великих книг вам ещё предстоит прочесть!.» Как она была права! Книги формируют мышление, и если уж ты копирайтер, то каким ты будешь спецом во многом зависит от прочитанных книг.

На меня сильно повлияли рассказы и короткие повести одного из лидеров фантастики «новой волны» Харлана Эллисона – человека, создающего миры, креатора в полном смысле слова. В 10-15 страницах его рассказов заложены идеи такого уровня, что, обвинив как-то Джеймса Кэмерона в плагиате «Терминатора», он выиграл суд…

За 20 минут, что читаешь рассказ, сюжет закручивается так, что прочим не хватило бы и толстенного романа. В его произведениях нет ничего лишнего, каждое создано по идеальной формуле, и обязательный элемент в ней – паноптикум потрясающих воображение героев и характеров.

Начните с «Парня и его пса», например. Или хотя бы фильм посмотрите. В следующем году уже выйдет полнометражный мультфильм, а вы ещё книгу не прочли.

 


 


Алексей Илюхин
Creative group head
DALEE Digital Agency

 

«Как писать книги. Мемуары о ремесле». Стивен Кинг

Признанный владыка темных сил и повелитель саспенса делится своим бесценным опытом с читателями. Это не просто вдохновляющая история одного болезного мальчика, ставшего великим писателем, это настоящее практическое пособие для всех, кто хочет научиться писать хорошо, интересно и захватывающе.

Конечно, возможно, к моднейшему маркетингу и рекламе это имеет слабое отношение, но СК точно знает, как сделать текст по-настоящему интересным, как придумать историю, которая будет резонировать в сердцах миллионов.

С чего стоит начать и чем нужно закончить.

Дядя Стивен научит и обучит – обязательно к прочтению! Потом, может, и книги писать начнете.

Loveworks. Брайан Шиан (Saatchi & Saatchi)

Отличная штука на реальном примере показывающая, как выстраивать отношения между брендом и потребителем. Личный опыт, подкрепленный практическими примерами, всегда лучше, чем голые слова псевдонаучной литературы.

Сборник из 20 кейсов Lenovo, Guinness, Pampers, Swiffer, Safeguard, Camry, Lexus, Cheerios, T-Mobile, Visa, Miller, Skol и The Ritz-Carlton, ставшие мировыми брендами благодаря теории лавмарок.

Все четко и по полочкам.

Посмотрите фильм «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма».

Автор этой ленты – Бен Аффлек. Зачем вам стоит это посмотреть , я не знаю, но название кажется мне весьма интригующим.

Ну и конечно, если вы еще не прочли нетленки Дэвида Огилви, Джозефа Шугермана и других суперметров, то вам бы стоило освободить для этого пару вечеров от модных коктейлей с друзьями в «клевых» барчиках.

А вообще совет: смотрите клевое, вдохновляющее кино. Читайте РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ литературу. Слушайте маму и хардкор. И все у вас будет просто отлично!

 


 


Наталья Смелова
креативный директор
Protein

 

Сразу скажу, что в специализированную литературу для копирайтеров, особенно российскую, я не очень верю. Просто потому, что все эти книги… они так называются, что зубы болят: «Настольная книга копирайтера, бла-бла, искусство создания продающих текстов массового поражения, бла-бла, с работой на результат». К тому же я не знаю, чем прославились эти люди, которые эти книги пишут.

Я с удовольствием прочла бы книги тех копирайтеров, профессиональным мнением которых я дорожу, но вряд ли они когда-либо напишут книгу, даже мемуары… Увы! Мне кажется, что копирайтер не обязан изучать профессиональную литературу, достаточно просто любить читать. Уметь оценить красоту слова, игру… Или наоборот, замечать какие-нибудь ужасные клише, речевые штампы и уметь над ними посмеяться..

А уж что там конкретного копирайтера вдохновляет: заголовки «Коммерсанта» (кстати, неизменно превосходный результат), сетевые «Перашки», тексты БГ или Сорокина, а, может, поэзия скальдов – это дело личное. Конечно, любовь к чтению не гарантирует успеха, но и не повредит точно.

Другое дело, конечно, что для того, чтобы искренне что-то любить, хорошо бы хоть чуть-чуть разбираться в вопросе. Как правило, копирайтеры с гуманитарным образованием изучают в вузах предмет «Теория литературы». Но если вдруг нет – горячо рекомендую к самостоятельному изучению базовый курс. Хотя бы раздел про тропы и стилистические фигуры. Просто, чтобы не изобретать велосипед в терминах. И знать, чем символ от образа отличается, а метафора – от метонимии. И с клиентом будет приятнее общаться, авторитетнее можно выглядеть.

Пробудить угасающую страсть к чтению также могут помочь простые, не заумные и легкие произведения тех же П.Вайля и А.Гениса «Родная речь. Уроки изящной словесности» и «Гений места». Или, к примеру, последняя книга Гениса «Уроки чтения. Камасутра книжника», про которую в аннотации сказано, что она является «детальной инструкцией по извлечению наслаждения из книг».

А вообще, самое лучшее методическое пособие по созданию текстов как-то встретилось мне в интернете в виде вот этой маленькой картинки. Прошу прощения за размер, больше не нашлось. Так просто и так точно.

 


 


Елена Заритовская
копирайтер-фрилансер

 

Непрямые стратегии Брайана Ино и Питера Шмидта

Каждому творческому человеку знакомо состояние ступора. Тебе надо сдавать текст. Тебе надо придумать. Родить идею. Вырваться из клаттера! Потрясти сознание целевой аудитории. Рассказать про йогурт или банк сказанное уже сотни раз, но совершенно новым, оригинальным способом. Ты же креативный! Давай!

В такой, ну или примерно такой, ситуации в середине 70-х годов XX века музыкант и продюсер Брайан Ино и его друг художник Питер Шмидт придумали Oblique Strategies или «Непрямые стратегии» – технику, которая призвана произвести легкую перезагрузку сознания, выйти из состояния ступора и найти нестандартный подход к проблеме.

Техника представляла собой 115 карт с фразами-афоризмами, своеобразными инструкциями самому себе, которые Ино и Шмидт независимо друг от друга собирали, придумывали и использовали как концептуальные подсказки по выходу из творческого тупика. Говорят, что одним из источников вдохновения для них послужила «И-Цзин», китайская «Книга перемен».

С момента своего первого выпуска в 1975 году «Непрямые стратегии» несколько раз переиздавались в виде колоды, завели страничку в Facebook, вышли в виде мобильных приложений для Android и iOS и разошлись бесчисленными цитатами в фильмах, музыкальных альбомах и песнях. Их использовали в работе такие фигуры, как Бликса Баргельд, Майкл Стайп и Дэвид Боуи, а уж эти парни точно знают о творчестве больше, чем мы с вами.

Как использовать этот метод? Зайдя в творческий тупик, вытащите карту и получите непрямую подсказку к выходу. «Самая важная вещь легче всего забывается», «Работай на другой скорости», «Используй фильтры», «Выйди наружу. Захлопни дверь», «Сделай что-нибудь внезапное, разрушительное и непредсказуемое», «Столкнувшись с выбором, выбери обе возможности», «Не делай ничего как можно дольше», «Переверни это вверх ногами».

Я бы еще добавила «Закройте Facebook».

 


 


Арина Авдеева
креативный директор, партнер
Boroda Project&Friends Moscow

 

Мои рекомендации (от бывшего арт-директора копирайтерам):

Элизабет Гилберт на TED.

Полезно всем творческим людям: копирайтер ли, писатель, художник. Показывает очень правильное отношение к процессу создания чего-либо и результату.

Аласдер Грей «1982, Жанин»

Абстракционизм в литературе. Много графических экспериментов внутри текста. Просто интересный формат, который я не встречала в литературе до Грея.

Александр Митта «Кино между адом и раем»

Сторителинг по-русски в хорошем смысле этого слова. Основы хорошего сценария, законы драмы на понятном простом языке и примерах.

 

 
КРУПНЫЙ ПЛАН: Наталия Кавицкая, управляющий директор aprill: «На рынке, где у одного и того же понятия есть разные толкования, именно коммуникационный барьер часто мешает понять, услышать друг друга» Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Андреем Соколовым, CEO e:mg (28 июля - 1 августа)
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.